Что на самом деле значит название компании Google? Почему основатели крупнейшей технологической компании придумали миф о его происхождении? И кто на самом деле в итоге платит за все «бесплатные» сервисы поискового гиганта? Объясняет доцент факультета экономических наук и старший научный сотрудник Международного центра анализа и выбора решений НИУ ВШЭ Генрих Пеникас в седьмом выпуске рубрики «Экономист на диване».
Генрих Пеникас,
доцент факультета экономических наук,
старший научный сотрудник
Международной научно-учебной лаборатории
анализа и выбора решений НИУ ВШЭ
В одном из предыдущих сюжетов мы предложили нашим читателям ответить на вопрос: «В какую компанию Вы вложили бы деньги? Название которой происходит из научно обоснованной математической теории или ассоциируется с комичным сказочным персонажем»?
Большинство выбрало, как я предполагал, компанию с математическим названием. Вполне ожидаемо, хотя вообще речь шла об одном и том же! Задавая данный вопрос, мы имели в виду компанию Google. По официальной версии, например, изложенной на официальной странице компании в Википедии, указано, что название появилось в 1998 году. Основатели компании были математиками. Они знали, что существует очень большое число googol (гугол) — 10100. Основатели вроде как немного ошиблись в его написании, так родился теперь всемирно известный бренд.
Какая привлекательная история! От неё веет научностью, математикой, в общем — доверием! Много лет в неё верил и я, пока… Случайно не услышал песню сестёр Эндрюс (Andrews Sisters) про старину Гугла, про Barney Google.
А вот, кстати, и он собственной персоной:
Оказывается, придумали его аж в 1919 году. Значит, в 2019 году слову Google исполнилось 100 лет. Сам этот персонаж — примерно как наш Змей Горыныч.
А теперь представьте себе. Учатся два парня. Учатся в стране, где каждый знает «Змея Горыныча». И вот они называют свою компанию «Змей Горыныч», но всем говорят, что это, знаете ли, такой математический граф с тремя узлами (головами) и тремя ребрами (шеями). Наверное, для нас эта математическая версия будет более привлекательна, чем версия про сказочного вымышленного персонажа. Да и для инвесторов на бирже. Особенно при IPO.
На самом деле, разобраться с историей происхождения названия компании намного проще, чем с её бизнес-моделью. Дело в том, что сервисы таких технологических компаний привлекают тем, что они удобны и… часто бесплатны. Тем не менее, задумайтесь, когда такое бывает в жизни? Если для вас сервис бесплатный, значит, за вас платит кто-то другой! Например, рекламодатель — за то, чтобы технологическая компания демонстрировала его рекламу именно вам.
В свою очередь, это значит, что расходы на рекламу включат в цену товара, который вы купите, привлеченный рекламой в Google. Таким образом, парадоксально, но по сути вы всё равно заплатили за бесплатный сервис. Если вам интересно, как и почему это происходит, рекомендую прочитать статью профессора НИУ ВШЭ Светланы Авдашевой.
IQ
В подписке — дайджест статей и видеолекций, анонсы мероприятий, данные исследований. Обещаем, что будем бережно относиться к вашему времени и присылать материалы раз в месяц.
Спасибо за подписку!
Что-то пошло не так!