Любая профессия накладывает отпечаток на личность её обладателя. Служба в полиции связана с постоянным риском, контролем и повышенной ответственностью, что не проходит бесследно для психики представителей органов правопорядка. На основе исследования учёных из Северного (Арктического) федерального университета Яны Корнеевой и Натальи Симоновой IQ рассказывает о том, что такое профессиональная деформация, и как она проявляется в полицейской среде. Результаты исследования опубликованы в журнале НИУ ВШЭ «Организационная психология».
Что такое профессиональная деформация?
Это явление, которое присутствует в любых профессиональных кругах. Учёные утверждают, что при длительном нахождении внутри профессии избежать изменений в структуре личности практически невозможно. В русскоязычную литературу это понятие, как обозначение негативного влияния профессиональной деятельности на человека, ввёл в 1921 году социолог Питирим Сорокин.
Существуют разные научные подходы к определению и описанию явления профессиональной деформации. Но, как правило, оно ассоциируется с деструктивными последствиями — вплоть до «выгорания» работников.
Представители каких профессий чаще всего подвержены профессиональной деформации?
Чаще всего это люди, работающие в профессиях типа «человек-человек». Например, учителя, врачи, психологи и, конечно же, сотрудники правоохранительных органов.
Есть ли какие-либо классификации или типологии профессиональной деформации?
Да, конечно. Стоит отметить, что выделяют деформацию личности и деформацию деятельности. Согласно исследователям Эвальду Зееру и Эльвире Сыманюк, профессиональные деформации могут проявляться на следующих четырех уровнях:
Профессиональная деформация полицейских — особая тема для науки?
Да, это одна из тем, которая находится под пристальным вниманием учёных-психологов и социологов. Полицейская среда особая — в плане воздействия на психику и характер тех, кто в ней работает. При этом сотрудники правоохранительных органов наделены большой властью и ответственностью — часто за непосредственную безопасность жизни и человеческие судьбы. Поэтому особенно важно понимать, что происходит с личностью стражей порядка во время службы.
И что же происходит? Что говорят об этом исследования?
Например, может появляться излишняя подозрительность. Социолог Роберт Балч (Robert W. Balch) пишет о том, что хороший полицейский подозревает зло в любом месте. Другие характеристики, свойственные полицейским, согласно Балчу — цинизм, предубеждение, недоверие к необычному.
Есть, конечно, и положительные признаки, свойственные субкультуре полиции. Как отмечают Стив МакКартни (Steve McCartney) и Рик Пэрент (Rick Parent) — это товарищеский дух, сопереживание, командная работа, лояльность. Но вместе с ними и авторитаризм, высокий уровень консерватизма, узкий кругозор, предрассудки.
Также ученые отмечают, что полицейским свойственны такие характеристики личности, как эгоцентризм и отчуждённость. Исследование Джерома Сколника (Jerome H. Skolnick) показывает, что чувство власти отделяет полицейского и одновременно создаёт чувство изоляции. Формируется мышление «мы против них», подкрепляемое переживанием солидарности с коллегами-офицерами.
А национальная или страновая специфика профессиональной деформации полицейских существует?
Да, существуют исследования, где показано, что характеристики сотрудников полиции могут отличаться в зависимости от стран. Так в одной из работ сравнивали американскую и английскую полицию. Американские офицеры набрали высокие баллы по шкалам демонстративности и доминирования. А новобранцы из английской полиции отличались высоким уровнем агрессии.
Это правда, что полицейские могут перенимать черты тех, с кем работают — правонарушителей и преступников? Подтверждено ли это наукой?
Поведенческий трансфер — это один из самых распространённых видов профессиональной деформации. Он часто наблюдается среди полицейских. В данном случае себя оправдывает поговорка: «С кем поведёшься, от того и наберёшься». То есть полицейский начинает проявлять поведенческие признаки, характерные для правонарушителей, с которыми он работает — жаргонные слова, нецензурные выражения, агрессивность, уловки, манеры и даже внешний вид.
Какие виды профессиональной деформации присущи российским полицейским?
Исследователи Эвальд Зеер и Эльвира Сыманюк выделяют следующие виды профессиональной деформации, характерные для сотрудников российских правоохранительных органов:
Собственно-профессиональная деформация, обусловленная непосредственным влиянием криминогенной среды: нецензурные выражения, пренебрежительное, враждебное отношение к окружающим, моральное и физическое унижение человеческого достоинства, утрата чувствительности к человеческому горю.
Должностная деформация, обусловленная властными полномочиями: чувство неограниченности власти, стремление подавить волю, унизить достоинство другого человека, нетерпимость к мнению других и критике, чинопочитание, угодничество.
Депривационная деформация, выражается в замене неудовлетворённых потребностей другими, когда, например, место духовных ценностей занимают материальные (финансовые) или антисоциальные ценности.
Существуют ли данные о том, насколько высок уровень различных типов профессиональной деформации у полицейских в России?
Недавнее исследование учёных из Северного (Арктического) федерального университета им. М.В. Ломоносова показало, что у большинства сотрудников ОВД выраженность различных типов профессиональной личностной деформации умеренная и находится в интервале от 25% до 75% максимально возможных значений при измерении с помощью психологических тестов. Относительно высоко у полицейских выражены сверхконтроль и консерватизм. Это, как отмечают исследователи, обусловлено спецификой служебной деятельности, при выполнении которой им необходимо сдерживать свои чувства и следовать инструкциям.
А как проводилось это исследование?
В нём приняли участие 70 сотрудников органов внутренних дел Архангельска, претендующих на включение в кадровый резерв. В своей работе авторы использовали классификацию из 7 видов профессиональной деформации, основанную на прошлых исследованиях. Кроме сверхконтроля и консерватизма измерялись также уровни авторитарности, профессиональной агрессии, поведенческого трансфера, безответственности и тревожности.
Итак, у консерватизма и сверхконтроля высокие значения, а наименьшие показатели по каким видам деформации?
Более низкие значения выявлены по шкалам тревожности и безответственности. Это, как предполагают авторы, связано с высоким уровнем индивидуальной ответственности за работу. И, вероятно, сотрудники ОВД умеют справляться с тревожностью (однако из работы не ясно какими средствами), поскольку её высокий уровень может приводить к резкому снижению эффективности деятельности и повлечь за собой дисциплинарные взыскания.
Есть ли связь между спецификой работы полицейского и особенностями профессиональной деформации?
Исследование учёных из Архангельска показало, что есть. У сотрудников ОВД, занимающихся расследованием и раскрытием преступлений (например, следователей), выше показатели по таким видам профессиональной деформации, как профессиональная агрессия и поведенческий трансфер по сравнению с полицейскими, занимающимися профилактической работой (участковые). Последние, как отмечают авторы, судя по полученным результатам, лучше умеют контролировать своё эмоциональное состояние, не поддаются на провокации и сами не провоцируют конфликтные ситуации.
Есть ли связь между профессиональной деформацией и эффективностью работы полицейского?
Да, результаты исследования подтвердили и это. Если полицейские чувствуют себя неуспешными в работе, то они имеют более высокие показатели профессиональной деформации по таким шкалам, как профессиональная агрессия, поведенческий трансфер, консерватизм, тревожность. Они менее удовлетворены своей рабочей деятельностью, чаще конфликтуют с гражданами и коллегами, на работу идут без желания, испытывают бессилие после неё.
В особой зоне риска, как отмечают учёные, находятся полицейские со сниженной эффективностью из отделов расследования и раскрытия преступлений. У них самая высокая выраженность профессиональной агрессии. «У сотрудников данной группы возможно снижена самокритичность и способность к конструктивному решению конфликтных ситуаций, а также может наблюдаться эмоциональная неустойчивость, отсутствует стремление учитывать интересы других, они склонны применять различные виды насилия», — отмечают авторы. В результате речь может идти о нарушении целостности самой личности и негативном влиянии на других людей.
IQ
В подписке — дайджест статей и видеолекций, анонсы мероприятий, данные исследований. Обещаем, что будем бережно относиться к вашему времени и присылать материалы раз в месяц.
Спасибо за подписку!
Что-то пошло не так!