Торговцы зазывают скидками на свои товары и услуги. Что делать: покупать по сниженной цене или сперва подумать и сравнить альтернативы? Во втором выпуске рубрики «Экономист на диване» на IQ.HSE доцент факультета экономических наук и старший научный сотрудник Международного центра анализа и выбора решений НИУ ВШЭ Генрих Пеникас объясняет, почему приобретать дешёвые товары и услуги не лучший выбор, и как демпингующие продавцы убивают рынок.
Генрих Пеникас,
доцент факультета экономических наук,
старший научный сотрудник
Международной научно-учебной лаборатории
анализа и выбора решений НИУ ВШЭ
Вы часто торгуетесь? Ну, хотя бы раз точно было? Ведь приятно, когда для вас снижают цену, не так ли? … а вы об этом никогда потом не жалели? Если было, то знаете, почему?
Всё очень просто!
Дело в том, что цена — это в первую очередь сигнал качества. Низкая цена — низкое качество. Высокая цена — высокое. Вы, конечно, вспомните, что не раз говорили: «Этот товар не стоит своей цены». Действительно, качество может расти медленнее, чем цены. Тем не менее, надеюсь, никто не станет отрицать, что Mercedes S-класса или Ferrari, как в нашем прошлом сюжете, намного качественнее большинства автомобилей! Правда, согласен, что качество не обязательно во столько же раз выше, как и их цена.
Так что, когда вы просите снизить цену, то продавец хорошего товара может не захотеть его вам продавать. Он же хочет что-то заработать. А вот продавец с плохим товаром с радостью его продаст. Ведь его товару — условно — грош цена. Значит, прибыль для него в любом случае огромна.
Вы же, со своей стороны, потом осознаете, что дешево купили плохую вещь или услугу. Купите ли вы её ещё раз у того же торговца или за столь же низкую цену? Не думаю. Наверное, вы призадумаетесь. Подождёте...
Но что это будет значить для рынка? А его просто не станет! По низкой цене хороший товар не продадут, а плохой товар по низкой цене не купят.
Так что если для вас охотно снижают цену, остановитесь! Подумайте. Возможно, вам пытаются втюхать товар с отнюдь не самым желанным качеством! Кстати, за обнаружение этого явления дали Нобелевскую премию по экономике в 2001 году. Её получил Джордж Акерлоф. Подробнее о сути его исследований можно прочитать на сайте Нобелевского комитета.
IQ
В подписке — дайджест статей и видеолекций, анонсы мероприятий, данные исследований. Обещаем, что будем бережно относиться к вашему времени и присылать материалы раз в месяц.
Спасибо за подписку!
Что-то пошло не так!