«Государство — это я» — афоризм, приписываемый Людовику XIV, у современных российских студентов превращается в «Государство — это мне». Оно должно в первую очередь поддерживать молодёжь и в том есть справедливость, считает большинство из них. Что ещё студенты думают о справедливости и почему не готовы к жертвам ради неё, рассказываем, опираясь на исследование политологов НИУ ВШЭ Валерии Касамары, Марины Максименковой и Анны Сорокиной.
Справедливости хотят все, но в чём она заключается, человечество точно не знает. Отнять у богатых, разделить поровну, создать одинаковые условия или, по словам Платона, «заниматься своим делом и не вмешиваться в чужие»? В спорах о справедливости рушатся империи, оптимисты говорят, что она украшает общество, скептики считают, что «самое справедливое общество состоит из одного человека».
В разных странах многогранное понятие трактуют по-своему. Китайцам и корейцам, к примеру, ближе равное распределение результатов труда, а американцы и японцы ценят индивидуальный вклад. В России большинство видит идеал в социальной однородности с паритетом не доходов, а возможностей.
Опросы показывают, что россияне страдают от различных неравенств, но против справедливых их форм не выступают. Более образованные и те, кто трудится эффективнее, вправе получать больше, а неодинаковые доходы при одинаковых условиях для заработка допустимы и желательны.
Гарантировать справедливость должно государство — это тоже про нас. По данным Фонда «Общественное мнение», 62% населения считает, что она в большей степени зависит именно от властей. Первые уповают на них пожилые люди: помощи от государства ждут 69% граждан старше 60 лет. Однако возраст не особо значим — на то же ориентированы 57% 18–30-летних.
Студенчество из общей картины не выпадает. Патернализм правит бал и здесь. Государство, с точки зрения большинства, главный ответственный за справедливость. Свыше половины (53%) уверены, что оно обязано стремиться к равенству доходов, обеспечивать каждому приличную работу (69%) и доступ к бесплатной медицине (53%).
Выводы ученые сделали на данных Института прикладных политических исследований НИУ ВШЭ — опроса 6055 студентов-очников в возрасте 16–24 лет из 109 государственных вузов и 51 фокус-группе с обучающимися в вузах 12 городов РФ.
Взгляды — в духе среднестатистических. И не только по России. Молодых американцев, в частности, называют одним из наиболее «левых поколений». По подсчётам Pew Research Center, 53% 18–29-летних жителей США уверены, что роль государства в поддержке общества должна быть увеличена.
Российские студенты хотят социальных гарантий, разворачивая государство в свою сторону. Прежде всего, поддержка нужна молодежи, считают 77%. И лишь 22% согласны с необходимостью помощи гражданам, не способным самостоятельно заботиться о себе.
Это индивидуалистический патернализм, говорят исследователи. С его позиций молодежь оценивает даже собственную карьеру. Работа мечты для 74% — это своя фирма или занятость в частной корпорации (64%), но даже тут практически все ожидают льгот и все тех же соцгарантий.
О справедливости студенты рассуждают часто, но поверхностно. Проблема, по словам авторов исследования, «в невозможности выделения конкретных специфических примеров справедливых и несправедливых ситуаций» — мысли выражаются в общем виде, «а уточняющие вопросы не приносят ожидаемого результата».
Доказательство — обращение к истории. Знания о том или ином её периоде смутные, зато выводы уверенные.
Эталоном несправедливости называются «лихие 90-е», а образцом справедливого государства — Советский Союз.
Ответ на вопрос, почему СССР, у молодых «государственников» предсказуем. Потому что в «нём существовало гарантированное место работы после окончания вуза, бесплатная медицина, равенство». Коллективизация, раскулачивание, доносы, ГУЛАГ — в категории несправедливого, а вот четко сформулировать своё отношение не всегда получается: « Это время Сталинской репрессии. Были ли они правомерными, то есть как бы справедливыми? Если по нашему времени, то судить сложно, потому что люди были той закалки, той эпохи» (студент, Нижний Новгород).
Студенты признаются, что плохо ориентируются в современной внешнеполитической обстановке, но Россию на международной арене считают оплотом мира и центром справедливости. Гордятся российской гуманитарной помощью другим государствам и ею же недовольны: щедрость вовне «ущемляет интересы “своих”», а это уже несправедливо.
На рассуждениях о делах внутри страны оптимизм иссякает. Коррупция, социальное неравенство, права и свободы, финансирование регионов — справедливость в основном «ищут» в этих темах. Впрочем, мыслят и говорят о них стереотипно.
«Настоящее чаще всего воспринимается как несправедливое. Однако сами примеры несправедливости довольно банальны и ограничиваются общими представлениями», — отмечают исследователи.
Чиновники, полагают опрошенные, занимают должности незаслуженно, не допускают в свою «касту» посторонних, берут взятки. Коррупция — главное зло, которое вряд ли можно победить: «Так всегда было — коррупция была, есть и будет. Её не искоренить, её никогда не искоренить, такого невозможно сделать — какую бы они систему ни придумали, что бы они ни делали, такого никогда не будет» (студент, Белгород).
Организация избирательного процесса вызывает разочарование: «Я на недавних выборах в Государственную думу побывала там наблюдателем, или волонтёром, не знаю, как называется. И просто поняла, что ужасно нечестно в нашей стране проводятся выборы. Потому что даже в нашем каком-то захудалом районе все равно везде, в каждом поселке были вбросы, постоянно наблюдатели пресекали какие-то нарушения. Я очень огорчилась» (студентка, Нижний Новгород).
Несправедливы «неравный подход к наказанию» (богатых и бедных, людей с властью и обычных граждан), цензура и «запретительные законы»: «В последнее время людей сажали даже за картинки в соцсетях. Мне кажется, что если в соцсетях будет такой жесткий контроль и нельзя будет выражать своё мнение, то это тоже негативным образом скажется, по крайней мере, на молодежи. Они задумаются над тем, чтобы переехать из этой страны» (студентка, Нижний Новгород).
Одну из ключевых несправедливостей студенты находят в социальном расслоении: «Россия мне представляется как огромная пропасть между двумя слоями — богатыми и бедными. Эта пропасть увеличивается всё больше и больше, это всё больше влияет на права последних и жизнь. Те, кто являются бедными, становятся все беднее и беднее» (студентка, Красноярск).
Другое серьезное неравенство — в распределении ресурсов между регионами, перекосы которого усиливают чувство несправедливости и формируют двойственное отношение к федеральному центру. Москва видится городом широких возможностей и вместе с тем «финансовым гигантом», выкачивающим деньги из остальных территорий.
«…это некое княжество, которое знает только себя, в основном развивает только себя. Вся политика идёт на совершенствование не страны, а прежде всего идёт на Москву, так как это столица и ей уделяется большее значение, но всё равно такая неприязнь к ней, из-за того, что она вершина всего, а о других городах и поселениях мало заботятся. Знают только себя» (студентка, Нижний Новгород).
Настроя бороться с несправедливостью опросы не обнаружили. Скорее — смирение, вплоть до признания её «недостижимой в принципе» и «невозможной в условиях демократии/рынка/капитализма».
Критикуя государство, к нему же обращаются за «импульсом для развития страны». Перемены нужны, но не любыми средствами — зону личного комфорта молодежь просит не трогать.
«75% убеждены, что политику и экономику России необходимо реформировать, причём так, чтобы это не коснулось жизни самих студентов».
Государство обязано «сделать хорошо, справедливо, при этом никого не потревожив». Задача фактически ювелирная, комментируют учёные. А в качестве итога — неутешительные выводы: о «нарастающем социальном инфантилизме» молодых, их «отстранённости от политической повседневности» и нежелании брать за что-либо ответственность.
IQ
В подписке — дайджест статей и видеолекций, анонсы мероприятий, данные исследований. Обещаем, что будем бережно относиться к вашему времени и присылать материалы раз в месяц.
Спасибо за подписку!
Что-то пошло не так!