Карьера
Бизнес
Жизнь
Тренды
Гендерный анализ кино

Гендерный анализ кино

Стажер-исследователь Международного центра истории и социологии Второй мировой войны и её последствий, аспирант Факультета гуманитарных наук НИУ ВШЭ и специалист по гендерной истории Элла Россман подготовила для IQ подборку важнейших работ по феминистской критике кино. Здесь вы найдёте базовые теоретические и методологические тексты, из которых можно почерпнуть инструменты для собственных исследований и обсуждений.

Феминистские методологии анализа искусства пока не очень популярны в российском искусствоведении, литературоведении и художественной критике. Хотя гендерные различия сопровождают нас в жизни повсюду, а деление на «мужское» и «женское» представляют собой одно из фундаментальных социальных различий, часто искусствоведы и критики принципиально отказываются обсуждать искусство с точки зрения того, как в нём работает гендер.

Впрочем, среди студентов, по моему опыту работы преподавателем в Вышке и за её пределами, интерес к таким дискуссиям большой — на моих семинарах дискуссии о том, как работают патриархатная структура, сексуальность, феминность и маскулинность в разных культурах, были одними из самых активных.

Россман Элла Юрьевна
Международный центр истории и социологии Второй мировой войны и ее последствий: Стажер-исследователь

Надеюсь, эта подборка позволит хотя бы частично утолить любопытство тех, кто хочет размышлять обо всех этих вопросах, анализируя кино. Список ни в коем случае нельзя назвать исчерпывающим, это скорее лишь несколько точек, с которых можно начать погружение в дискуссии о гендере и кино. Названия книг и статей даны на языке, на котором они доступны российскому читателю, даты в скобках указывают на год первой публикации.

Визуальное удовольствие
и нарративный кинематограф (1975)

Лаура Малви

Классическое эссе британского кинокритика Лауры Малви и практически первый текст, в котором автор предложила развёрнутую методологию анализа кино в гендерной перспективе. Эта методология связана с психоаналитической традицией, но даже если вы не признаёте психоанализ, вы всё равно найдёте у Малви интересные идеи. Скажем, о связи видения и власти: ведь то, каким образом и за кем мы можем наблюдать в жизни и в визуальных искусствах, напрямую связано с иерархиями подчинения в обществе. Простой пример тут — непропорциональное количество женской обнажённой натуры и мужчин-художников в истории искусства. Это прямое свидетельство того, как работала система видения на протяжении веков: наделённые властью и знанием статусные мужчины любовались, объективировали и запечатлевали менее статусных, открытых к чужому взгляду женщин.

В дискуссиях о видении и власти и рождается главная находка эссе Малви — идея male gaze («мужского взгляда»), который, по словам автора, доминирует в кинематографе и проявляется во внутренней организации и самих фильмов (в картинке, монтаже, построении нарратива), а также в специфике зрительского наслаждения от них (зрители присваивают «мужской взгляд», идентифицируясь с героями-мужчинами). Концепт gaze (взгляда) можно найти и в текстах Жана-Поля Сартра. Проблематику связи взгляда и власти анализировал ещё Мишель Фуко, но заслуга Малви состоит в том, что она связала эти размышления воедино, приправила лакановским психоанализом и при помощи такой сложносоставной оптики показала, как общественные иерархии проявляются в визуальном искусстве.

Is the Gaze Male? (1983)
Ann Kaplan

Сразу после публикации эссе Малви вокруг него начались ожесточённые споры — действительно ли мужской взгляд доминирует в мировом кинематографе, возможны ли в кино иные структуры видения и как их можно создавать. Статья Анн Каплан — фрагмент из этих дискуссий, в котором, среди прочего, появляются важные размышления о «женском взгляде» (female gaze) как противоположности мужского (мейнстримная тема в дальнейших феминистских дискуссиях о кино). Кстати, впоследствии Малви написала не одно послесловие к собственной статье, отвечая на объёмную критику и даже частично с ней соглашаясь (см. статьи: Лаура Малви, Размышление о статье «Визуальное удовольствие и нарративное кино», навеянное фильмом Кинга Видора «Дуэль на солнце», 1946 (1981); «Laura Mulvey, Looking at the Past from the Present: Rethinking Feminist Film Theory of the 1970s» (2004).

Gender in Cinematography:
Female Gaze (Eye) behind the Camera (2013)
Zoe Dirse

Ещё один фрагмент из теоретической дискуссии о «женском взгляде», в этот раз с точки зрения не только теоретика, но и практика. Зои Дирсе — канадская режиссёр-документалист и исследовательница, она пытается осмыслить, что такое «женский взгляд» в кино как на практике, так и теоретически. В статье Дирсе с точки зрения создательницы фильмов размышляет, почему кинематограф всё ещё проникнут «мужским взглядом» (один из ответов: женщинам всё ещё сложно попасть в эту индустрию) и как специфика женского социального опыта отражается в том, какие фильмы создают женщины. Чтобы лучше понять идеи этого текста, можно посмотреть и фильмы Дирсе — например, «Erotica: A Journey Into Female Sexuality» (1997).

The Oppositional Gaze:
Black Female Spectators (1992)
bell hooks

Эссе одной из центральных авторов американского «чёрного феминизма», белл хукс (это не ошибка, имя и фамилия пишутся с маленькой буквы), ещё больше усложняет разговор о взгляде в кино — в этот раз с точки зрения теории интерсекциональности. В нём хукс рассуждает о специфике взгляда темнокожих женщин и их репрезентации в фильмах. Она пишет о том, как кино оказывается «белым», игнорирующим темнокожих людей искусством, а противостоящее этому мейнстриму «чёрное» кино поднимает расовые вопросы, но нивелирует гендерный вопрос, репрезентируя темнокожих женщин исключительно в качестве объектов. Темнокожие женщины в результате остаются недопредставлены ни в мейнстримном, ни в противостоящем ему «расово чувствительном» кино.

В зазеркалье: женщина, кино и язык (1984)
Тереза де Лауретис

В своём тексте Тереза де Лауретис — американо-итальянская мыслительница и исследовательница кино — пытается предложить методологию феминистской критики, которая совместит психоаналитический подход с методом семиотического анализа. Лауретис показывает, что эти методологии на самом деле не так далеки друг от друга, как это может показаться, и особенно хорошо сочетаются в феминистской кинокритике.

Star Gazing: Hollywood
and Female Spectatorship (1994)

Jackie Stacey

С развитием феминистского анализа кино, исследователи стали постепенно отходить от субъективной (и при этом претендующей на универсальность) интерпретации произведений (в психоаналитической, семиотической или какой-либо иной теоретической рамке) и начали уделять внимание анализу аудитории, в том числе женской. Стало появляться всё больше исследований непосредственного или ретроспективного зрительского восприятия фильмов.

Такие тексты позволяют усложнить наше представление о том, как люди интериоризируют (делают частью своего личного миропонимания) идеологии, заложенные в массовой культуре. Например, исследования показывают, что зрители и зрительницы, конечно, не слепо присваивают гендерные стереотипы, которые транслируются в кино, они на самом деле, — активные субъекты, которые размышляют о героях и сюжете фильмов, обсуждают их с друзьями, могут симпатизировать идеям фильма, а могут их отвергать, иными словами, интерпретируют увиденное (и важно понять, как именно).

В книге британской исследовательницы Джеки Стейси как раз можно найти пример такой интерпретации: исследовательница показывает, как в послевоенной Британии женщины смотрели классическое голливудское кино (которое нам сегодня может показаться довольно сексистским и которое неоднократно подвергалось критике с феминистских позиций), и оно становилось для них окном в новый мир с совершенно иными нормами женственности и сексуальности, непредставимыми в консервативном послевоенном британском обществе. Женское «зрительство» (spectatorship), заворожённое наблюдением за голливудскими звёздами, обнаруживает, по Стейси, свой освободительный потенциал, который становится очевидным, только если внимательно присмотреться к специфике локального контекста.

Женщина и кино (1991)
Майя Туровская

В современной российской кинокритике до сих пор можно увидеть много негатива по отношению к феминистскому подходу — по тем или иным причинам эта оптика пока не стала частью мейнстрима. Это странно, если учесть, что дискуссии о ней появились отнюдь не вчера — ещё в 1991 году признанный кинокритик и исследовательница кино Майя Туровская написала развёрнутую статью-обзор феминистской кинокритики за рубежом. Туровская одной из первых открыла для русскоязычного читателя фемкритику кино — и не просто открыла, но назвала методологические достижения в этой области «впечатляющими» и дающими «великолепные инструменты анализа» (в том числе для нового осмысления, например, советских фильмов, которое Туровская также пробует начать в своём тексте). Не так давно журнал «Искусство кино» повторно опубликовал это эссе, и надо сказать, оно не утратило своей актуальности и свежести даже тридцать лет спустя.

Феминистская кинокритика

Кстати, хотя пока ещё феминистская критика вызывает в нашей стране много негатива, в России она всё же тоже постепенно развивается. Всем тем, кто хочет понять специфику российской феминистской кинокритики, могу посоветовать статьи Марии Кувшиновой и Татьяны Шороховой (и, конечно, их проект «КимКиБаБаДук»), разборы Алисы Таёжной, а также текст Анны Стрельчук об актрисе Марии Шнайдер и «женском взгляде» в «Искусстве кино». Занятнейшие размышления о сериале «Зулейха открывает глаза», в которых гендерный анализ дополнен деколониальным подходом, можно найти в свежем тексте Нурии Фатыховой и статье Виктории Кравцовой. Связанные с гендерной проблематикой темы поднимали в своих публикациях известные критики Ирина Стишова, Зара Абдуллаева, Нина Цыркун.

Если говорить об академическом киноведении, то тут рекомендую обратить внимание на книгу Татьяны Дашковой «Телесность-идеология-кинематограф: визуальный канон и советская повседневность» (2013), тематический раздел «Женщина, война и кино» в одном из номеров академического журнала «Гендерные исследования» (№ 6, 2001), статьи Альмиры Усмановой, Галины Зверевой, Елены Ярской-Смирновой (особенно её подробный обзор направлений феминистского анализа кино в «Журнале социологии и социальной антропологии»).
IQ

Автор текста:Россман Элла Юрьевна,16 октября, 2020 г.