Карьера
Бизнес
Жизнь
Тренды
Гедонист или эффективный альтруист?

Гедонист или эффективный альтруист?

Консеквенциализм — семейство этических теорий, утверждающих, что нравственность нашего поступка определяется его последствиями. Чаще всего он принимает традиционную форму утилитаризма: хорошо то, что приносит удовольствие (или позволяет избежать страданий), плохо то, что приносит страдание (или лишает возможности получить удовольствие). Некоторые философы считают, что это наиболее «естественное» понимание нравственности, и, вероятно, консеквенциализм — наиболее влиятельная академическая этика современности. Даже если человек никогда не слышал слов «утилитаризм» и «консеквенциализм», многие моральные решения он будет интуитивно принимать в рамках именно этой концепции.

В рамках проекта, посвященного классике и классикам этической теории, студенты и аспиранты НИУ ВШЭ под руководством А.А. Плешкова и К.А. Левинсона разбирались с классиками утилитаризма и переводили классические тексты Иеремии БентамаДжона Стюарта Милля, Джона Смарта и Питера Сингера. А потом подготовили тест, чтобы каждый мог узнать, какой он утилитарист. Проверите себя?

Расшифровка результатов:

Гедонистический утилитаризм действия

Вы считаете, что польза всякого действия измеряется объемом полученного от него удовольствия. Как правило, Вы следуете общепринятым правилам морали, но считаете их лишь полезными житейскими советами, которые всё же можно нарушить, если того требуют конкретные обстоятельства. Моральные правила полезны тем, что указывают на наиболее вероятные действия других людей — эта информация помогает Вам рассчитывать последствия своего выбора.

Ваша позиция близка, например, идеям Иеремии Бентама, знаменитого английского философа XIX века и одного из основоположников утилитаризма, а также Джона Смарта, влиятельного аналитического философа второй половины XX века.

Гедонистический утилитаризм правил

Вы строго следуете правилам морали и убеждены, что каждый наш моральный выбор должен оцениваться именно с точки зрения соответствия подобающему правилу. Оценивать необходимо только возможные эффекты применения самих правил, а не каждый поступок. Для Вас определенное действие может быть морально приемлемым и желаемым, даже если оно не несет наибольшую пользу для наибольшего числа людей — важно, чтобы оно не подрывало существующие моральные принципы. 

В Вашей позиции гедонистические принципы Иеремии Бентама и Джона Стюарта Милля сочетаются с идеями, близкими, например, Джону Остину и Стивену Тулмину.

Идеалистический утилитаризм действия

Высшей ценностью обладают не конкретные реакции наших чувств, наши чувственные ощущения, а определенные состояния ума, связанные с коммуникативными и эстетическими возможностями человека (например, красота, дружба, свобода). Как правило, Вы следуете общепринятым правилам морали, но считаете их лишь полезными житейскими советами, которые всё же можно нарушить, если того требуют конкретные условия отдельного морального выбора. Моральные правила полезны Вам тем, что указывают на наиболее вероятные действия других людей — эта информация помогает Вам рассчитывать последствия своего выбора.

Ваша позиция близка, например, идеям Джорджа Эдварда Мура, влиятельного аналитического философа конца XIX — начала XX века.

Идеалистический утилитаризм правил

Высшей ценностью обладают не конкретные реакции наших чувств, наши чувственные ощущения, а определенные состояния ума, связанные с коммуникативными и эстетическими возможностями человека (например, красота, дружба, свобода). Вы строго следуете правилам морали и убеждены, что каждый наш моральный выбор должен оцениваться только с точки зрения соответствия подобающему правилу. Оценивать необходимо только возможные эффекты применения самих правил. Для Вас определенное действие может быть морально приемлемым и желаемым, даже если оно не несет наибольшую пользу для наибольшего числа людей — важно только, чтобы оно не подрывало существующие моральные принципы. 

Ваша позиция близка, например, идеям Стивена Тулмина, влиятельного аналитического философа.

Эффективный альтруизм

Вам близки принципы эффективного альтруизма — этической позиции, которую разрабатывает, например, австралийский философ Питер Сингер. Сторонники этой позиции считают, что помощь другим (выражающаяся преимущественно в благотворительности) — это наша моральная обязанность, а не дело, которое следует выполнять по желанию. Кроме того, они утверждают, что мы должны равным образом стремиться к предотвращению страданий всех живых существ.

 

Авторы теста:

Анна Верниковская, аспирантка Школы философии НИУ ВШЭ

Валерия Кудряшова, аспирантка Школы философии НИУ ВШЭ, стажер-исследователь Института гуманитарных историко-теоретических исследований имени А. В. Полетаева (ИГИТИ) НИУ ВШЭ

Санжар Акаев, бакалавр программы Политология НИУ ВШЭ

Екатерина Паршина, бакалавр Школы философии НИУ ВШЭ

Александр Морозов, бакалавр программы Мировая экономика НИУ ВШЭ

Татьяна Алексанова, магистрантка Школы философии НИУ ВШЭ

Максим Воробьев, аспирант Школы философии НИУ ВШЭ

Алексей Плешков, директор Института гуманитарных историко-теоретических исследований имени А. В. Полетаева (ИГИТИ) НИУ ВШЭ, доцент Факультета гуманитарных наук НИУ ВШЭ

16 сентября, 2020 г.