Суть: С 2010 года в России проводится последовательная антиалкогольная политика. Её цель — снижение заболеваемости и смертности из-за потребления спиртного. Среди принятых мер: рост цен, ограничение времени продажи алкоголя в вечерние и ночные часы. За последнее десятилетие, по официальным данным, население стало меньше пить и отдавать предпочтение вину и пиву вместо водки.
На деле: Однако официальная статистика учитывает не всё. Оценить совокупный уровень потребления алкоголя помогают медицинские данные. И хотя антиалкогольная политика дала плоды, на новом этапе государству нужно ужесточить борьбу с нелегальным алкоголем, а меры варьировать в зависимости от структуры потребления алкогольных напитков в регионе.
Экономисты из НИУ ВШЭ проанализировали два набора данных по регионам России за 2010-2016 годы: официальную статистику Росстата о продажах алкогольных напитков и оценки незарегистрированного потребления алкоголя, смоделированные авторами исследования с использованием методики Минздрава. Выяснилось, что несмотря на неуклонное снижение потребления алкоголя в нашей стране, оно сильно варьируется от региона к региону (разброс от 1,1 литра до 17-20 литров чистого спирта и выше в пересчёте на взрослого человека). Кроме того, большой проблемой остался незарегистрированный алкоголь, особенно в тех регионах, где население предпочитает крепкие спиртные напитки. В среднем по стране взрослые россияне выпивают в год 9 литров зарегистрированного алкоголя (в пересчёте на чистый спирт) и 6 литров незарегистрированного. Исследование опубликовано в International Journal of Drug Policy.
Незарегистрированный алкоголь, согласно определению ВОЗ, включает напитки домашнего производства (в России это в основном самогон), запрещённый алкоголь («нормальные» спиртные напитки (водка, коньяк и т.д.), но произведённые незаконно — без акцизных марок и уплаты налогов), различные суррогаты. Все эти продукты имеют высокое содержание этанола, а также вредные примеси.
Несмотря на все ограничительные меры, предпринимаемые властями, Россия пока остаётся одной из самых пьющих стран в мире, а чрезмерное потребление алкоголя входит в число самых распространенных причин низкой продолжительности жизни мужчин. Тем не менее с середины нулевых наметилась положительная тенденция. По данным Всемирной организации здравоохранения, наиболее резкое сокращение потребления спиртных напитков в стране произошло в период с 2005 по 2016 годы — с 18,7 до 11,7 литров этилового спирта на душу взрослого населения.
Со временем менялись и предпочтения россиян. Если в 1995 году водка, по данным Росстата, составляла 81,4% от общего объема продаж алкоголя, то в 2018-м — только 36,4%. За этот же период увеличилась доля пива — с 12,8% до 43,3%, а также других напитков (в основном вина) — с 5,8% до 20,3%.
Один из основных факторов сокращения потребления алкоголя и изменения его структуры — поэтапно вводимые на государственном уровне меры. Так после 2009 года постепенно росли акцизы на алкоголь, а, вслед за ними и цены. В 2011-м были введены обязательные ограничения на продажу спиртных напитков в вечерние и ночные часы. До этого российские регионы могли самостоятельно вводить ограничения на свой выбор, либо не вводить их вовсе. Исследования показывали, что в регионах с жёсткими мерами снижение потребления алкоголя было более заметным.
Сейчас антиалкогольная политика в России достаточно универсальна — действуют минимальные розничные цены на крепкие напитки и ограничения на продажу в вечерние, ночные и утренние часы. В 2016 году, как отмечают авторы исследования, 28 из 83 регионов с 45% населения страны применяли единые «мягкие» федеральные правила, запрещающие продажи с 23:00 до 08:00. В остальных регионах были введены более строгие окна продаж.
Таким образом, государственная антиалкогольная политика привела к частичному успеху — снижению потребления зарегистрированного алкоголя. Однако значительная часть региональных рынков спиртных напитков остается в тени, а население продолжает потреблять незарегистрированный алкоголь.
Кроме того, особенностью России является разнообразный этнический состав в разных регионах, их географические, климатические и экономические условия, что серьёзно влияет как на вариативность и количественные характеристики «питьевых» предпочтений населения, так и на долю крепких напитков в структуре потребления. Поэтому важно понимать, как обстоит дело с официально зарегистрированным и реальным потреблением алкоголя (оцененного по косвенным данным) в зависимости от региона.
Учёные проанализировали сведения о потреблении алкоголя на душу населения в 78 российских регионах за 2010-2016 годы гражданами в возрасте от 15 лет и старше. В ходе исследования использовалось два набора данных по регионам: официальная статистика Росстата о продажах там алкогольных напитков, а также сведения Федерального медицинского научно-исследовательского центра психиатрии и наркологии им. В. Сербского об алкогольных психозах и Росстата о смертности от внешних причин. Первый набор отражал официально зарегистрированный уровень потребления алкоголя, а второй — стал основой для моделирования его фактического или реального уровня. На основе полученных с помощью модели оценок были рассчитаны объемы потребления незарегистрированного алкоголя.
Используя полученные значения, исследователи затем построили эконометрическую модель, позволившую оценить, как на общий уровень потребления алкоголя в разных регионах влияют различные факторы. Среди них: предпочтение крепких спиртных напитков, цены на водку, климат, ежедневная продолжительность временного окна легальной продажи алкоголя, средний ежемесячный доход граждан, социально-экономические и демографические характеристики региона (преобладание городского населения, уровень безработицы и т.д.).
Выяснилось, что потребление спиртного очень сильно варьируется от региона к региону. Так, объём зарегистрированного алкоголя колебался от 1,1 литра до 17,8 литров, а незарегистрированного — от почти нулевого уровня до 21 литра чистого спирта в расчете на одного взрослого человека. При этом в среднем по стране россияне выпивают около 9 литров зарегистрированного и 6 литров незарегистрированного алкоголя в пересчёте на чистый спирт в год. Совокупно — 15 литров.
Ситуация с незарегистрированным алкоголем также очень разнится в зависимости от региона. Например, в Москве, Московской области и Санкт-Петербурге в 2010 году были самые низкие (стремящиеся к нулю) показатели потребления незарегистрированного алкоголя, а самые высокие в Чукотском автономном округе — 21,2 литра.
В целом средние региональные показатели постоянно снижались, но, опять же, неравномерно. В итоге экономисты разделили регионы на шесть групп по уровню потребления алкоголя, применяя шкалу ВОЗ. Оказалось, что количество самых пьющих регионов — от 10 литров этилового спирта на душу взрослого населения в год — сократилось с 47 в 2010 году до 10 в 2016-м (если рассматривать только зарегистрированный алкоголь). А число регионов с высоким общим потреблением (зарегистрированный и незарегистрированный алкоголь) сократилось за те же годы с 73 до 66.
Меньше всего пьют в южных регионах европейской части России, включая республики с мусульманским большинством (Карачаево-Черкесия, Кабардино-Балкария, Адыгея и Дагестан). Самые же пьющие регионы (10 литров и более зарегистрированного алкоголя) — в основном на севере европейской части России и на Дальнем Востоке. Но высокие уровни «легального» потребления, как отмечают авторы, также зафиксированы в Москве и Московской области в 2010–2016 годах, в Санкт-Петербурге в 2010–2013 годы и в Ленинградской области в 2010–2015 годы.
Также исследователи пришли к следующим выводам:
чем выше цена на водку в регионе, тем ниже уровень потребления зарегистрированного алкоголя и выше незарегистрированного;
увеличение продолжительности часов продажи спиртных напитков на 1% сопровождалось почти равным снижением потребления незарегистрированнного алкоголя, но не влияло значительно на популярность легального;
доля населения трудоспособного возраста среди взрослого населения — наиболее важный фактор, связанный с увлеченностью алкоголем: её увеличение на 1% ведёт к снижению зарегистрированного потребления на 3,3% и увеличению незарегистрированного — на 23%. Это подтверждает результаты предыдущих исследований о том, что молодежь пьет меньше и предпочитает пиво или вино крепким напиткам;
увеличение доли городского населения на 1% ведёт к увеличению зарегистрированного потребления на 2%;
коэффициенты при независимой переменной — средней температуры в январе — оказались статистически незначимыми, то есть климат практически не влияет на потребление спиртных напитков;
уровень безработицы не оказывает влияния на потребление алкоголя;
в тех регионах, где население предпочитает крепкие спиртные напитки, потребление как зарегистрированного, так и незарегистрированного алкоголя в целом выше.
По мнению авторов, результаты их исследования показывают, что антиалкогольную политику в России необходимо проводить более последовательно. Здесь есть два главных момента. В связи с тем, что доля крепких напитков определяет общий уровень потребления алкоголя в регионе на душу взрослого населения в пересчёте на чистый спирт, их требуется делать всё менее доступными. Основной инструмент — дальнейшее повышение цен. «Чтобы вытеснить водку, этиловый спирт в составе крепких спиртных напитков должен облагаться более высокими налогами по сравнению с пивом и вином», — комментируют авторы.
Кроме того, в регионах, где пьют много крепких напитков, необходимо продлевать ночные ограничения и сокращать количество торговых точек, считают исследователи. Но отмечают, что подобные ужесточения могут разнонаправленно повлиять на потребление зарегистрированного и незарегистрированного алкоголя. Как только первый станет менее доступен, потребление последнего может резко вырасти в ответ на введенные ограничения. Поэтому параллельно с экономическими и административными ограничениями продажи алкоголя, необходимы специальные инструменты и планомерная политика для сокращения теневого сектора.
Кроме того, антиалкогольная политика должна учитывать фазу экономического цикла: новое исследование экономистов НИУ ВШЭ показало, что в годы экономического спада и снижения доходов населения незарегистрированный алкоголь становится особенно популярным.
IQ
В подписке — дайджест статей и видеолекций, анонсы мероприятий, данные исследований. Обещаем, что будем бережно относиться к вашему времени и присылать материалы раз в месяц.
Спасибо за подписку!
Что-то пошло не так!