В издательстве «Альпина нон-фикшн» вышел перевод руководства писательницы Кэти Мари Уэйланд «Создание арки персонажа. Секреты сценарного мастерства: единство структуры, сюжета и героя». Редакция IQ предлагает вашему вниманию фрагмент из книги про роль лжи и самообмана в развитии сюжетной линии главного героя в сценарии. Однако эту главу будет полезно почитать любому, кто интересуется человеческой психологией, нашими мотивами и поступками, нарративной психологией и психотерапией. Ведь кино — лишь зеркало жизни!
Люди не любят меняться. Мы можем мечтать о новой жизни, но когда приходит пора активных действий, обычно оказывается, что нам гораздо лучше в безопасном и привычном мире.
У персонажей все точно так же. Они сопротивляются переменам с тем же упорством, что и мы, — и это хорошо, потому что сопротивление порождает конфликт, а конфликт порождает сюжет. Таков лишь первый из множества вариантов связи сюжета и арки персонажа. Эта связь может быть неочевидна, но на самом деле все, что лежит на поверхности сюжета, рассказывает о внутреннем пути героя.
Главный смысл сюжета — в недостижимой цели главного героя. Он чего-то хочет, не может достичь и продолжает добиваться.
Положительную арку проще всего определить как рассказ о меняющихся приоритетах главного героя. Он осознает, что не может получить желаемое по одной из двух причин:
Он добивается не того, что ему нужно.
Он идёт к цели, опираясь на ложные нравственные принципы.
В своей книге «Драматика» (Dramatica) Мелани Энн Филлипс и Крис Хантли отмечают: «Одна из самых распространенных ошибок авторов, каким бы опытом они ни обладали, в том, что они создают для главного героя проблему, которая на самом деле не имеет отношения к истории. Причина, по которой это происходит, — не в стремлении разделить их, а в том, что, только разработав сюжет, автор понимает, что сделал его недостаточно личным».
Самое главное в арке персонажа — это ложь, в которую он верит. Его жизнь может быть ужасной, а может казаться замечательной. Но подспудно зреет нарыв — та самая ложь.
Для того чтобы персонаж мог положительно развиваться, ему с самого начала должно чего-то не хватать в жизни — это и будет причиной для изменений. Он в чем-то неполноценен, но не потому, что ему недостаёт чего-то из внешнего мира. Заключенный за решеткой вполне может быть полноценной и уравновешенной личностью, а некто, плавающий в бассейне шикарного особняка в Малибу, — отъявленным негодяем.
Вашему герою недостает чего-то внутри. В нём живёт глубокое заблуждение, касающееся его самого, или мира, или, возможно, и того и другого. Это заблуждение должно стать непосредственным препятствием на пути героя к достижению сюжетной цели. В отдельных случаях оно может поначалу казаться преимуществом героя, но по ходу развития истории превратится в его ахиллесову пяту.
Персонаж может даже не догадываться о своей собственной проблеме. В первом акте его представление о его недостатках будет в лучшем случае расплывчатым. Он может не чувствовать неполноценности или даже отрицать ложность своих убеждений, пока инициирующее событие (на отметке 12%) и (или) первый переломный пункт (на отметке 25%) не перевернут его мир и не лишат его защиты. Первый акт — это то самое время и место для сценаристов, где они могут показать, в чём заключается ложное убеждение персонажа и насколько глубоко он в нём погряз, через его обычный мир.
Ложное убеждение персонажа может принимать любые формы. Вот, например, во что может верить персонаж:
«Тор» (Thor). Кто сильнее, тот и прав.
«Джейн Эйр» (Jane Eyre). Услужение — единственный способ получить любовь.
«Парк Юрского периода» (Jurassic Park). Не стоит заботиться о детях.
«Подержанные львы» (Secondhand Lions). Люди, которых ты любишь, всегда будут тебя обманывать.
«История игрушек» (Toy Story). Ты только тогда чего-то стоишь, если ты любимчик.
«Три короля» (Three Kings). Деньги следует ценить выше людей.
«Хулиганы с Зелёной улицы» (Green Street Hooligans). Слабые всегда должны подчиняться сильным.
«А как же Боб?» (What About Bob?). Тебя заметят, только если примут за сумасшедшего.
Ложь — это конкретное убеждение, которое вы можете выразить одним коротким предложением. Оно может включать оговорки, как в случае с Джейн Эйр. Её основное ложное убеждение в том, что она не достойна любви, а оговорка гласит, что она может заслужить любовь, если готова к физической и эмоциональной кабале.
Как выявить ложь? Во-первых, исследуйте ваш сюжет: ложь может явствовать из конфликта. (На этом мы подробнее остановимся в следующей главе, когда будем обсуждать конфликт между тем, чего хочет персонаж, и тем, что ему на самом деле нужно.) Во-вторых, взгляните на действия персонажа, особенно на его реакции. Возможно, вам удастся заметить:
страх;
сильную обиду;
неумение прощать;
чувство вины;
страшные тайны;
стыд за совершенные поступки или перенесенные страдания.
Ничто из перечисленного не является ложью, но зачастую это её последствия. Возможно, герой отдает себе отчет, что в его жизни есть признаки ложного убеждения, даже если он пока не способен распознать саму ложь. Более того, возможно, он всего лишь хочет избавиться от негативного проявления, но не может, поскольку не может избавиться от своего фундаментального ложного убеждения.
Например, в моем романе о Средневековье «Грядет рассвет» (Behold the Dawn) ложное убеждение главного героя Маркуса Аннана заключается в том, что некоторые грехи слишком тяжелы, чтобы их простить. В результате ему присущи такие признаки лжи, как чувство вины, стыд, скрытность и разрушительный образ жизни. Он хочет, чтобы его простили, хочет счастья и самореализации, но не может преодолеть ложное убеждение.
Анджела Акерман и Бекка Пульизи проделали огромную работу, описав возможные признаки лжи (а также арки персонажей) в своей книге «Словарь отрицательных качеств» (The Negative Trait Thesaurus). Если вам не удаётся придумать хорошие признаки лжи (или даже само ложное убеждение), полистайте их книгу, чтобы почерпнуть вдохновение.
«Рождественская песнь» Чарльза Диккенса. Пресловутое рождественское преображение Эбенезера Скруджа последовало за его ошибочной верой в то, что ценность человека измеряется лишь количеством заработанных им денег.
«Тачки» (Cars), режиссер Джон Лассетер. Это мой любимый фильм студии Pixar, и его сюжетом движет глубокое ложное убеждение эгоистичного гонщика Молнии Маккуина в том, что жизнь — это театр одного актера.
Ложное убеждение — это основа арки персонажа, главная проблема его мира. Разобравшись с сутью проблемы, можно искать способ исправить её. И правда, зачем меняться, если и так «всё путем»? Ложь — как дырка в зубе. Снаружи всё блестит и сияет, а изнутри — гниёт. Если персонаж хочет счастья, ему придётся высверлить гниль из своей жизни.
Но мало кто хочет лечить гнилой зуб — и персонаж всё отрицает. Ему больно жевать, но он не желает признавать проблему. Чтобы не мучиться признанием ложности своего убеждения, он делает вид, что проблема в чём-то другом. Ещё одна цитата из «Драматики» Мелани Филлипс и Криса Хантли: «…мы знаем, что персонажи часто ищут не реальное, а субъективное решение. И они часто борются с проблемой, которая в конечном счете оказывается всего лишь признаком существующей проблемы».
Влияние ложного убеждения на жизнь вашего героя и на вашу историю заключается в том, что оно создает конфликт между тем, что ему нужно (Истина), и тем, чего он хочет (мнимое устранение признаков лжи).
Первое пересечение арки персонажа и сюжета — цель главного героя. Чего он хочет? В чем его основная сюжетная цель? Завоевать мировое господство? Жениться? Выжить? Умереть? Получить повышение?
Каждая история начинается с цели персонажа. Достаточно просто, не правда ли? Но это всего лишь сюжет. А как насчет самого персонажа?
Здесь-то и начинается самое интересное. Придумать сюжетную цель, лежащую на поверхности, недостаточно. Чтобы срастись с аркой персонажа, эта цель должна быть продолжением или отражением чего-то, что имеет глубинное значение для героя. Он не может просто хотеть получить мировое господство и (или) жениться, это слишком просто. Он должен стремиться к этому по глубинной причине, которую, возможно, не вполне осознает.
И конечно, у истоков этой глубинной причины — ложное убеждение.
Пусть подсознательно, но герой все же отдает себе отчёт в том, что в его жизни есть проблема. Она может выражаться в невыносимых условиях существования героя (роман «Крошка Доррит» Чарльза Диккенса) или во внутренней неудовлетворенности, заметной даже в его, казалось бы, идеальной внешней жизни, как в фильме «Малыш» (The Kid) Джона Тертлтауба. Но он не может ни подсознательно, ни как-либо еще понять, в чем заключается истинное решение — то, что ему на самом деле нужно. Нет, он думает, что стоит лишь заполучить то, чего он хочет, и все наладится.
То, чего хочет персонаж, почти всегда будет чем-то внешним, чем-то материальным. Он пытается исцелить внутреннюю пустоту внешними решениями. У него депрессия, а он всё ещё думает, что решит проблему, наложив гипс. Ему кажется, как только у него появится новая работа, новая эффектная жена, новый комплект клюшек для гольфа, все сразу станет замечательно. Он будет богатым, могущественным, любимым и уважаемым — состоявшимся человеком.
Вот мы тут осуждаем желание персонажа, а ведь его цель сама по себе может быть вполне достойной. Например:
«Тор». Стать царем.
«Джейн Эйр». Быть любимой.
«Парк Юрского периода». Спокойно исследовать останки динозавров.
«Подержанные львы». Иметь с мамой настоящий дом.
«История игрушек». Быть любимой игрушкой Энди.
«Три короля». Заработать достаточно денег, чтобы быть независимым и счастливым.
«Хулиганы с Зелёной улицы». Окончить колледж.
«А как же Боб?» Вылечиться от психического расстройства.
Ни в чём перечисленном нет ничего зазорного. Но эти цели усугубляют порабощение ложью. Эти герои не добиваются счастья и самореализации путем всеохватной борьбы с ложью. Они хотят получить желаемое, не пытаясь взбодриться и заглянуть поглубже в тёмные уголки собственной души.
Если коротко, персонаж нуждается в истине. Ему нужно его личное средство против лжи. Это самое главное в его жизни. Если он упустит эту истину, не сможет расти. Он либо навсегда увязнет в своей внутренней проблеме, либо скатится до ещё более плачевного состояния.
Большую часть истории ваш герой посвятит поискам внешней сюжетной цели, связанной с тем, чего он хочет. В действительности же на более глубоком уровне история рассказывает о его развитии до того момента, когда он, сначала подсознательно, а затем сознательно, определяет и преследует свою внутреннюю цель — то, что ему на самом деле нужно.
То, в чём на самом деле нуждается персонаж, обычно не бывает чем-то материальным, — хотя оно может (и, как правило, должно) получить к концу какое-то физическое или визуальное проявление. Но чаще всего персонажу нужно всего лишь что-то понять. В некоторых произведениях это понимание, возможно, ничего не меняет во внешней жизни героя, но всегда трансформирует его представление об окружающем мире и о себе — он научается лучше справляться с оставшимися внешними проблемами.
То, в чём на самом деле нуждается персонаж, может мешать достижению того, чего он хочет. Он обязательно должен дойти до точки, когда сам решит пожертвовать тем, чего он хотел, чтобы получить то, что ему на самом деле нужно. Порой историю приходится заканчивать на горько-сладкой ноте внутреннего приобретения и внешней потери. Но бывает и так: осознав, что ему действительно нужно, герой становится больше приспособлен, чтобы достичь этого, — и в финале приводит в согласие свои внутренние и внешние цели.
Примеры того, в чем может нуждаться герой:
«Тор». Научиться смирению и состраданию.
«Джейн Эйр». Принять духовную свободу.
«Парк Юрского периода». Защищать живое будущее от мертвого прошлого.
«Подержанные львы». Верить в людей.
«История игрушек». Уметь делиться любовью Энди.
«Три короля». Найти цель, за которую стоит бороться.
«Хулиганы с Зелёной улицы». Набраться мужества и уметь постоять за себя.
«А как же Боб?». Быть любимым таким, какой есть.
Как видите, всё это понятия нематериальные. Но их можно продемонстрировать физически или визуально, ведь, провозгласив свои новые убеждения, персонажи должны начинать действовать согласно им.
«Рождественская песнь». Скрудж хочет заработать как можно больше денег, хотя для этого ему придется переступить через множество людей. В чем он на самом деле нуждается — это помнить, что настоящее богатство заключается в любви ближних.
«Тачки». Молния Маккуин хочет стать самым известным в мире гонщиком, выиграв Кубок Поршня и за-получив в спонсоры «Диноко». В чем он на самом деле нуждается — это пустить других в свою жизнь, начав им помогать и позволив помогать себе.
Внутренний конфликт главного героя неразрывно связан со скрытой войной между желанием и потребностью. Но вместе с этим он — топливо в моторе внешнего конфликта. Если вы заставите два этих элемента работать согласованно, ваш сюжет и персонаж тоже достигнут полной гармонии.
IQ
В подписке — дайджест статей и видеолекций, анонсы мероприятий, данные исследований. Обещаем, что будем бережно относиться к вашему времени и присылать материалы раз в месяц.
Спасибо за подписку!
Что-то пошло не так!