Авторская колонка научного сотрудника Центра исследований современного детства — об истории взросления. Как известно, до XVII века детства как отдельного периода жизни человека не существовало — ни как понятия, ни как явления. Люди юного возраста сразу считались «маленькими взрослыми», или «взрослыми со знаком минус». Сегодня же наблюдается обратная тенденция — ученые все чаще говорят о «продолженном» взрослении.
Спецкурс IQ про современных детей и родителей. Почему родители полностью погружаются в воспитание, записывая своих детей в самые разные кружки — действительно ли это поможет им достичь успеха? Рассказываем о бесконечной погоне семей за «лучшим будущем».
Если считать становление идентичности важной приметой взросления, то в этом смысле современный человек, похоже, не вырастает никогда. В изменчивой реальности мы перенастраиваем свою самость, экспериментируем с ролями. Это состояние незавершенности сближает взрослых с детьми и ставит под вопрос возможность единой модели взросления.
В 2017 году 30% российских семей с детьми в возрасте до 3 лет и почти 20% семей с детьми в возрасте до 18 лет жили с доходом ниже прожиточного минимума. Психологи НИУ ВШЭ утверждают, что бедное детство снижает самооценку и веру в свои силы, даже если повзрослев, человек добился финансового благополучия.
По данным Всемирной организации здравоохранения на 2018 год, почти половина (45%) детских смертей в возрасте до пяти лет вызваны недоеданием. Ежегодно из-за голода умирает 3,1 млн детей. Недостаточное питание приводит к задержке детского роста. Международная группа исследователей проанализировала масштабы распространения детского недоедания в 2000 и в 2017 годах и оценила вероятность достижения целей ООН по борьбе с задержкой роста у детей на 2025 год.
Россия занимает одно из первых мест в мире по количеству детей, оставшихся без попечения родителей: 2,4% от всего детского населения. Около 80% этих детей имеют статус «социальных сирот», то есть у них есть живые родители, которые по тем или иным обстоятельствам не принимают участия в их жизни. В 2012 году начались масштабные реформы в работе по защите таких детей. Они предполагают закрытие существующих детских домов и развитие разных форм семейного устройства. Что о реформе думают чиновники, руководители детских домов, НКО и приемные семьи выяснили социологи санкт-петербургского кампуса НИУ ВШЭ.
Школьники в семьях выходцев из стран СНГ, приехавших в Россию, живут одновременно в двух культурах — нередко конфликтующих друг с другом. От этого они теряют ориентиры, пытаясь одновременно следовать нормам своей культуры и встроиться в окружающую среду. Они все в какой-то мере нуждаются в поддержке — в зависимости от их возраста, обстоятельств жизни и степени знания русского языка. Рассказываем, как психологи исследовали разные группы детей мигрантов, и какие виды помощи они им предлагают.
В подписке — дайджест статей и видеолекций, анонсы мероприятий, данные исследований. Обещаем, что будем бережно относиться к вашему времени и присылать материалы раз в месяц.
Спасибо за подписку!
Что-то пошло не так!