Жизненные обстоятельства, приводящие в проституцию детей и взрослых, существенно различаются. Раннее употребление наркотиков в 38 раз повышает вероятность вовлечения до совершеннолетия, конфликты в семье — в 4,6 раза, супружеские измены отца — в 2,8, выяснили социологи ВШЭ и РАН.
Детская проституция признана формой сексуальной эксплуатации. Определение взрослой не так однозначно. В научной литературе ее понимание варьируется от насилия до девиантного поведения и вида трудовой занятости.
Оба явления изучаются преимущественно отдельно, возможность их преемственности, как правило, игнорируется. Исследование ВШЭ и РАН, наоборот, сравнительное. Ученые провели анонимный опрос 654 взрослых женщин, оказывающих коммерческие секс-услуги в Санкт-Петербурге и Оренбурге. На основе полученных данных проанализированы обстоятельства начала занятия проституцией в зависимости от возраста начала — до 18 лет или старше.
Тех, кто на момент первого вступления в половую связь за вознаграждение не достиг совершеннолетия, среди опрошенных оказалось 10,7%, то есть каждая десятая женщина, каждая пятая — в 18-19 лет.
Первый опыт, вне зависимости от возраста, 50% участниц опроса назвали недобровольным, каждая вторая в детстве убегала из дома, каждая четвертая сталкивалась с какой-либо формой сексуального принуждения.
На этом сходство почти заканчивается. Оказавшиеся в проституции несовершеннолетними жили в других условиях, по-другому воспитывались и относились к сексу:
их семьи чаще были неблагополучными, малообеспеченными и неполными, в трети случаев (31%) с холодными, конфликтными или враждебными взаимоотношениями (во «взрослой» группе в пять раз меньше — 6%);
70% наказывались родителями физически (во второй группе — 52%);
почти 44% знают, что такое супружеские измены отца (среди «взрослых» в 2,5 раза меньше). В большинстве семей к изменам — как отца, так и матери — относились снисходительно или равнодушно;
чаще наблюдали родителей, злоупотребляющих алкоголем (71% — отца и 28% — мать, во второй группе 39% и 13%), а также — сестер и братьев, принимающих наркотики;
более чем в три раза группы отличаются долей доля употреблявших наркотики до 16 лет: 47% против 15%;
среди «несовершеннолетних» почти вдвое больше тех, кому в детстве говорили, что они могут стать проститутками;
доля тех, чей первый половой контакт случился в 13 лет или ранее, в группах разнится практически в три раза: 24% и 8,4%.
Жизненные траектории, приводящие в проституцию детей и взрослых, неодинаковы, резюмируется в исследовании. Вывод о том, какие факторы наиболее значимы для несовершеннолетних, сделан с помощью регрессионной модели, построенной на материалах опроса.
Первый среди главных — раннее (до 14 лет) знакомство с наркотиками. Этот опыт повышает вероятность в 38 раз.
Вторая зона риска — психологическая атмосфера в семье. Холодные или конфликтные отношения — в 4,6 раза.
Полные семьи с родными родителями, наоборот, обстоятельство защиты: риск здесь меньше в 3,6 раза. Больше (в 2,8 раза) он при наличии супружеских измен со стороны отца.
Каждый год снижения возраста первого полового контакта увеличивает возможность проституции до 18 лет вдвое.
«Женщины, занимающиеся проституцией — крайне неоднородная группа. Вопросы профилактики вовлечения, а также помощи на этапе «выхода» должны стать предметом общественно-политической и научной дискуссии», — подчеркивают авторы по результатам работы.
IQ
Ксения Ерицян, доцент департамента социологии НИУ ВШЭ в Санкт-Петербурге
Вероника Одинокова, старший научный сотрудник Социологического института ФНИСЦ РАН, Санкт-Петербург
Майя Русакова, старший научный сотрудник Социологического института ФНИСЦ РАН, Санкт-Петербург
Нина Усачева, младший научный сотрудник Социологического института ФНИСЦ РАН, Санкт-Петербург
В подписке — дайджест статей и видеолекций, анонсы мероприятий, данные исследований. Обещаем, что будем бережно относиться к вашему времени и присылать материалы раз в месяц.
Спасибо за подписку!
Что-то пошло не так!