Прикосновения к разным поверхностям способны вызывать определенные эмоции. К такому выводу пришли психологи в результате эмпирического исследования. Ранее эмоциональное восприятие изучалось в основном в визуальной и звуковой модальности. То есть рассматривались ощущения человека от увиденного или услышанного. Новая работа позволила составить первую базу текстур, прикосновения с которыми у людей ассоциируются с радостью, страхом, удивлением, отвращением, злостью либо грустью. Результаты исследования опубликованы в журнале Consciousness and Cognition.
Для проведения анализа Марина Иосифян и Ольга Королькова пригласили 108 человек в возрасте от 18 до 47 лет. Каждому участнику завязали глаза и предложили одной рукой по очереди трогать разные неизвестные им поверхности. После прикосновения к каждой из текстур, респондента просили оценить по 5-балльной шкале, насколько ощущения от прикосновения ассоциируются с шестью базовыми эмоциями. В их число входят радость, страх, отвращение, злость, удивление и грусть.
Всего в эксперименте использовалась 21 текстура, а именно: кирпич, гранит, стекло, стеклянные ракушки (рельефные), пластилин, кожа, кроличий мех, металлический спонж для мытья посуды, резина, бархат, шелк, обработанная древесина (гладкая), колючий массажный коврик, необработанная древесина (шершавая), кафель, стеклянные шарики (гладкие), наждачная бумага, мрамор, бетон, игрушка-лизун (ее текстура напоминает слизь) и глина.
После того как респонденты ответили на вопросы исследователей, им предложили пройти тест на определение уровня алекситимии. Так называется феномен, при котором человек испытывает трудности с распознанием и описанием собственных эмоций. Чем выше уровень алекситимии, тем сложнее ему различить и объяснить телесные ощущения.
Результаты исследования показали, что в целом мягкие поверхности, скорее, вызывают приятные эмоции, а жесткие — неприятные. Однако это не всегда так. Пластилин, хоть он и мягкий, ассоциируется с отвращением. А стеклянная галька, несмотря на свою твердость, — с радостью.
В основном каждая из предложенных респондентам текстур ассоциировалась с несколькими эмоциями. Так, металлический спонж для мытья посуды вызывал одновременно и страх, и отвращение, и злость. Практически все поверхности воспринимались участниками с удивлением, что психологи списывают на эффект завязанных глаз. Также на эмоциональные ассоциации мог влиять звук, возникающий при прикосновении к поверхностям.
В то же время исследователи отметили существование различий в интенсивности ощущаемых эмоций. Так, грусть если и ассоциировались с тактильными ощущениями от какой-либо поверхностей, то только на 2 балла из 5.
Люди с высоким уровнем алекситимии более интенсивно испытывали отрицательные эмоции. По сравнению с другими респондентами они оказались гиперчувствительны к отвращению, злости и грусти.
Знания о том, какие эмоциональные ассоциации возникают с определенными текстурами, можно использовать в маркетинге (при оформлении товаров).
IQ
В подписке — дайджест статей и видеолекций, анонсы мероприятий, данные исследований. Обещаем, что будем бережно относиться к вашему времени и присылать материалы раз в месяц.
Спасибо за подписку!
Что-то пошло не так!