Поп-музыка теряет лидерство, звезды приходят из соцсетей, гонорары топовых исполнителей растут даже в кризис, а виниловые пластинки продолжают пользоваться спросом вопреки цифровым технологиям — о специфике российского шоу-бизнеса IQ.HSE рассказывает по материалам доклада Института «Центр развития» НИУ ВШЭ «Индустрия исполнительских искусств–2018».
Несмотря на серьезные проблемы (высокие риски, пиратство, дорогие билеты, низкая окупаемость концертов) позиции отечественной музыкальной индустрии на международном рынке укрепляются. Россия с долей 1,2% (2016 г.) — в числе его ключевых игроков.
Ведущие мировые музыкальные рынки
(объем $, 2016 г., на основе данных компании PwC)
США — $17,2 млрд
Германия — $4,03 млрд
Великобритания — $3,8 млрд
Россия — $551 млн
Китай — $480 млн
Индия — $275 млн
В МИРЕ — $47,1 млрд
В 2014 году, по оценкам PwC, объем музыкального рынка в РФ составлял $650 млн, в 2017 сократился до $557 млн. Основная причина — снижение доходов населения в результате ухудшения экономической ситуации.
Артистические ресурсы, продюсерские центры, организаторы концертных мероприятий, лейблы звукозаписи в основном сконцентрированы в Москве и частично в Санкт-Петербурге. Исключением могут быть игроки любой группы, специализирующиеся на национальной музыке в субъектах РФ, как, например, в кавказских регионах.
Реалити-шоу, связанные с поиском талантов, и развитие социальных сетей способствуют появлению молодых солистов и коллективов. Особую роль в развитии индустрии играют соцсети, которые позволяют привлечь аудиторию практически без финансовых вложений. Такие исполнители как Pharaoh, ATL, Obladaet, ЛСП, Элджей и др. недавно «существовали» только в пабликах «ВКонтакте», а сегодня гастролируют по всей стране.
Больше всего молодых появляется в жанрах рэп/хип-хоп и экспериментальной музыки. Именно этим направлениям постепенно уступает слушателей доминирующая долгие годы «попса».
ТОП-5 звезд российского шоу-бизнеса
(2017 г., объем доходов $млн, по данным Forbes )
При формировании рейтинга учитывались полученные доходы, количество упоминаний в СМИ и запросы в поисковых системах.
В числе ведущих продюсерских центров России — компании полного цикла, занимающиеся созданием и менеджментом артистов, производством медиапродукции, ивентингом, многие также параллельно оказывают услуги звукозаписи:
FBI Music. Клиенты: «Браво», Борис Моисеев, Ассорти, «Премьер-Министр», Александр Панайотов и др.
URA Records. Клиенты: Дима Билан, Согдиана, Сати Казанова, Катя Лель, Наталья Подольская, Михаил Шуфутинский, «Те100стерон» и др.
MALFA (бывший Продюсерский Центр Максима Фадеева). Клиенты: Наргиз, «Серебро», Юлия Савичева, Глюкоза, Олег Майами и др.
Pro Talant. Клиенты: Митя Фомин, Жасмин, Женя Тополь, Эмма М, Сестры Толмачевы, Влад Соколовский и др.
Российская звукозаписывающая отрасль представлена как мейджорами — крупнейшими мировыми лейблами (Warner Music Group, Sony Music Entertainment, Universal Music Group), так и независимыми игроками (CDLand Group, ПМИ, «Монолит Рекордс», «Мистерия Звука», «Студия Союз» и др.).
Организацией концертов, по данным агентства InterMedia, в стране заняты около 4,5 тыс. компаний (в том числе подразделения продюсерских центров), по оценкам участников рынка — в два раза меньше. Большая часть — мелкие структуры с 3-6 сотрудниками. Примеры крупных и средних: АНО «РУ-Концерт», КА «Мельница».
Почти 89% музыкального рынка приходится на концертный сегмент (в мировой практике также называется сегментом живой музыки). Он же приносит главный доход артистам.
Концерты в РФ проходят приблизительно на 10 тыс. площадках (залы, цирки, стадионы, летние театры, клубы и проч.). Официальной статистики по количеству таких мероприятий нет. Согласно подсчетам билетных операторов, в негосударственном секторе ежегодно проводится около 100 тысяч. Основную часть (50% и 30% соответственно) составляют выступления поп- и рок-музыкантов.
Сокращение доходов россиян «уронило» спрос на билеты на 30%. Это оказалось сильным стресс-фактором для индустрии, однако массовых отмен концертов все же удалось избежать. Стабилизация рубля в 2016 году позволила возобновить «пошатнувшуюся» концертную деятельность в России как отечественных, так и западных исполнителей.
До 2014 года концертные билеты в РФ относились к самым дорогим по меркам Европы, затем переместились в категорию наиболее дешевых (дешевле зафиксированы в Украине). Исходя из мировой практики, «кризисные» цены должны были увеличиться как минимум на 100%, но выросли лишь на 20-30%.
Многие промоутеры изменили бизнес-модель, переведя фокус с цены билета на количество зрителей. В частности, Главclub — один из крупнейших концертных клубов в Москве запустил серию выступлений с билетами по 200-300 рублей. Бюджетный формат оказался эффективным: каждое такое мероприятие стало собирать по нескольку тысяч человек.
В условиях низкой покупательной способности населения, полагают игроки рынка, оптимальный уровень цен для массовых концертов — 1,5-2 тыс. рублей.
Гонорары звезд первого эшелона (Филипп Киркоров, Григорий Лепс, Николай Басков и др.) в период экономического кризиса, по заявлениям компаний-промоутеров, не уменьшились, поскольку изначально выставлялись в валюте.
С 2014 к 2017 году в шесть раз сократился сектор неафишных мероприятий — корпоративных вечеринок и городских торжеств с бесплатным входом. При этом размер вознаграждения топовых артистов, по данным АНО «Ру-концерт», вырос в 1,5-3 раза, музыкантов средней ценовой категории упал в 3-4 раза.
Гонорары за выступления на корпоративных
и городских мероприятиях
(2018 г., в среднем за 1 час без учета издержек по райдеру,
данные с сайтов концертных агентств)
Филипп Киркоров — €90-150 тыс.
Григорий Лепс — €90-150 тыс.
Николай Басков — €8085 тыс.
Лайма Вайкуле — €40-50 тыс.
Ани Лорак — €35 тыс.
А-Студио — €30 тыс.
IOVA — €15 тыс.
Ария — от ք900 тыс.
Надежда Бабкина и ансамбль «Русская песня» — от ք500 тыс.
Бурановские бабушки — от ք350 тыс.
Занимает 11% российского музыкального рынка. Самая быстрорастущая его часть: с 2014 к 2017 году — более чем в 1,4 раза (с $47 млн до $67 млн, PwC).
Положительная динамика — за счет продаж музыки на цифровых носителях. Продажи на физических (CD, LP, MC, SACD, MD, флеш-карты) падают, однако остаются важной частью доходов артистов. Кроме того, согласно заявлениям Universal Music Russia, в РФ пользуются стабильным спросом виниловые пластинки.
Как продают музыку в интернете
сервисы стриминга или потоковой передачи музыки. Крупнейшие доступные в РФ — «Яндекс.Музыка», Google Play Музыка, iTunes Store и Deezer с аудиторией — более 1 млн платных пользователей;
скачивание треков и альбомов через лицензированные сервисы;
мобильная музыка (рингтоны и тональные сигналы возврата вызова).
Быстрее всех растут сервисы потокового воспроизведения. По оценкам IFPI, в 2016 году, в сравнении с 2015, весь сегмент продаж цифровой музыки прибавил 29%, а доходы от стриминга — 128%.
Несмотря на активный рост цифровых продаж, в ближайшие несколько лет главным источником заработка отечественных исполнителей останется концертная деятельность.
По прогнозу PwC, к 2021 году коммерческий — не субсидируемый государством концертный сегмент вырастет до $535 млн. Совокупный среднегодовой темп прироста — 2%.
После относительной стабилизации экономики число концертов отечественных и зарубежных артистов в РФ, возможно, продолжит расти, но изменится формат концертных площадок (востребованность залов маленькой и средней вместимости — до 1,5 тыс. чел.).
Усилится роль субъектов РФ в качестве принимающих выступления иностранных музыкантов. Компании-промоутеры ожидают дефицита площадок в регионах.
Организация концертов отечественных артистов останется более выгодной. Причины: отсутствие «валютных» затрат на логистику, меньший по сравнению с зарубежными коллегами размер гонораров, хорошее качество исполнительского контента (дистанция между российскими и зарубежными хитами сокращается, западные музыкальные решения успешно адаптируются к российской реальности).
IQ
В подписке — дайджест статей и видеолекций, анонсы мероприятий, данные исследований. Обещаем, что будем бережно относиться к вашему времени и присылать материалы раз в месяц.
Спасибо за подписку!
Что-то пошло не так!