В развитых странах становится все меньше молодежи, при этом она все реже выходит на рынок труда. Кто и почему выбывает из сферы занятости и образования, изучили Нина Вишневская и Анна Зудина. В исследовании на данных зарубежной статистики и Росстата сопоставлена ситуация в государствах ОЭСР и России за 20 лет (1995–2015).
Молодежью традиционно считается население от 15 до 29 лет. В общих рамках выделяют три группы: 15-19 лет, 20-24 года и 25-29 лет, которые разнятся показателями вовлеченности в занятость и обучение. В странах Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) ситуация выглядит так:
15-19-летние. В 2015 году экономически активных среди них было 27%. С 1995-го показатель устойчиво сокращался, основная причина — увеличение числа тех, кто оставался в образовательной системе. Продолжению учебы после 17 лет способствует рост предложений программ, совмещающих общее образование и профподготовку;
20-24-летние. Также стремятся дольше учиться и все реже оказываются в сфере труда. За 15 лет обучающихся в высших и средних профессиональных учебных заведениях стало больше, а экономически активных меньше (с 68% — в 2000, до 65% — в 2015);
25-29-летние. Занятость стабильно высока (79-80%), выше не только показателей остальных молодежных групп, но и всего трудоспособного населения (60%).
Самая высокая экономическая активность молодежи на пространстве ОЭСР — в Германии, Австрии и Швейцарии.
Самая низкая — в Южной Европе и бывших социалистических странах. В последних на рынке труда присутствует не более 55% 20-24-летних.
В 50% случаев в ОЭСР молодые люди заканчивают обучение в 21 год. Но возраст, как и потребность студентов работать, могут существенно отличаться в зависимости от практик (моделей) перехода от учебы к трудоустройству:
«Учись и делай перерыв на работу» (study late while working)
Модель, характерная для скандинавских государств (кроме Швеции), Нидерландов и Словении.
Молодежь позже, чем в среднем по ОЭСР, перестает учиться и выходит на рынок труда, доля сочетающих образование и работу — не менее одной трети.
«Учись и работай одновременно» (study while working)
Швеция и англосаксонские страны (Великобритания, Австралия, США).
Более раннее завершение образования, повышенный спрос на вакансии с неполным рабочим днем и временную занятость.
«Сначала учеба — потом работа» (study first, then work)
Западноевропейские и ряд центральноевропейских государств.
Возраст окончания учебы ниже 21 года, при этом доля работающих студентов всего 10-15%.
Дуальная модель профобучения (apprenticeship model)
Германия, Австрия, Швейцария, Чехия, Словакия.
Поздний выход из системы образования; доля работающих студентов превышает одну треть; молодежь не сама ищет рабочее место, а получает его в рамках ученических контрактов.
Наиболее гладкий переход и самая высокая экономическая активность — в странах с дуальной моделью. Контракты на обучение, заключенные с конкретными фирмами, с одной стороны, позволяют получить определенный объем общего образования, а с другой — дают навыки работы в условиях реального производства.
Надо ли студентам работать?
Часть исследователей считает, что это помогает лучше адаптироваться в сфере занятости. В США молодые люди, имеющие трудовой опыт, в первые пять лет после учебы меньше задерживаются в состоянии безработных, а потеряв работу, быстрее по сравнению с европейскими сверстниками находят новую. С другой стороны, успешность американских студентов объясняется и спецификой рынка труда в этой стране, прежде всего тем, что выпускникам вузов не приходится рассчитывать на пособия по безработице, что подталкивает их быстрее соглашаться на предлагаемые вакансии.
Отток молодых из образования может наблюдаться в периоды подъема экономики. Например, в начале 2000-х это массово случилось в Испании вслед за строительным бумом и развитием туристической отрасли. Однако затем грянул кризис, и переметнувшиеся от учебы к заработку остались без той и без другого.
Молодежь, которая не работает и не учится, около 20 лет назад назвали NEET (Young People Not in Employment, Education or Training). Термин прижился, хотя, будучи сравнительно новым, постоянно корректируется. Сегодня в группу, как правило, включают 16-24-летних. По версии Евростата, в нее входят:
краткосрочно безработные (30% в составе NEET) — официально зарегистрированные как безработные и пребывающие в этом статусе менее года;
длительно безработные (22%) — без работы более года;
возвращающиеся (7–8%) — временно неактивные, имеющие договоренность о работе или учебе и приступающие к ней в ближайшее время;
отчаявшиеся (около 6%) — прекратившие активные поиски нового рабочего места;
экономически неактивные в связи с выполнением семейных обязанностей (15%) — в первую очередь молодые матери;
экономически неактивные по причине болезни или инвалидности (7-8%);
прочие неактивные (12,5%) — те, кто находится на социальном дне, либо не пытается трудоустроиться или продолжить обучение, а предпочитает заниматься хобби, самообразованием, путешествовать или просто вести праздный образ жизни.
Три основных кластера стран Евросоюза
по присутствию NEET-молодежи
Россия относится к странам, где в структуре NEET преобладают не безработные — те, кто ищет варианты занятости, а экономически неактивные, находящиеся вне рынка труда.
Общие показатели NEET в РФ среднеевропейские: 12% среди молодежи 15-24 лет (2015). С 1995 года, по подсчетам Росстата, произошло снижение на 7 п.п., как и в других странах, — из-за растущей вовлеченности в образование.
При этом образование, точнее его недостаточный уровень или плохое качество, остается и центральным фактором попадания в группу. Долгое время в ней доминировали бывшие школьники, а к 2015 году до 31% (в 1995 — 4%) увеличилась доля выпускников вузов. Причина — массовизация высшего образования, обучение в вузах низкого качества, и как следствие — неконкурентоспособность обладателей таких дипломов.
NEET в России
(характеристики молодежи в составе NEET, 2015 г.,
на основе данных Росстата)
Средний возраст — 21,4 лет
Мужчины — 40,9%
Женщины — 59,1
Жители городов — 65,2%
Жители сел — 34,8%
Состоят в браке — 33%
Уровень образования:
высшее профессиональное – 31,4%
среднее профессиональное – 13,5%
начальное профессиональное – 34,4%
среднее (полное) общее – 12,7%
основное общее и ниже – 4%
IQ
В подписке — дайджест статей и видеолекций, анонсы мероприятий, данные исследований. Обещаем, что будем бережно относиться к вашему времени и присылать материалы раз в месяц.
Спасибо за подписку!
Что-то пошло не так!