Карьера
Бизнес
Жизнь
Тренды
Молодежь без работы

Молодежь без работы

В развитых странах становится все меньше молодежи, при этом она все реже выходит на рынок труда. Кто и почему выбывает из сферы занятости и образования, изучили Нина Вишневская и Анна Зудина. В исследовании на данных зарубежной статистики и Росстата сопоставлена ситуация в государствах ОЭСР и России за 20 лет (1995–2015).

Возраст и труд

Молодежью традиционно считается население от 15 до 29 лет. В общих рамках выделяют три группы: 15-19 лет, 20-24 года и 25-29 лет, которые разнятся показателями вовлеченности в занятость и обучение. В странах Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) ситуация выглядит так:

15-19-летние. В 2015 году экономически активных среди них было 27%. С 1995-го показатель устойчиво сокращался, основная причина — увеличение числа тех, кто оставался в образовательной системе. Продолжению учебы после 17 лет способствует рост предложений программ, совмещающих общее образование и профподготовку;

20-24-летние. Также стремятся дольше учиться и все реже оказываются в сфере труда. За 15 лет обучающихся в высших и средних профессиональных учебных заведениях стало больше, а экономически активных меньше (с 68% — в 2000, до 65% — в 2015);

25-29-летние. Занятость стабильно высока (79-80%), выше не только показателей остальных молодежных групп, но и всего трудоспособного населения (60%).

Самая высокая экономическая активность молодежи на пространстве ОЭСР — в Германии, Австрии и Швейцарии.
Самая низкая — в Южной Европе и бывших социалистических странах. В последних на рынке труда присутствует не более 55% 20-24-летних.

От парты к станку

В 50% случаев в ОЭСР молодые люди заканчивают обучение в 21 год. Но возраст, как и потребность студентов работать, могут существенно отличаться в зависимости от практик (моделей) перехода от учебы к трудоустройству:

«Учись и делай перерыв на работу» (study late while working)
Модель, характерная для скандинавских государств (кроме Швеции), Нидерландов и Словении.
Молодежь позже, чем в среднем по ОЭСР, перестает учиться и выходит на рынок труда, доля сочетающих образование и работу — не менее одной трети.

«Учись и работай одновременно» (study while working)
Швеция и англосаксонские страны (Великобритания, Австралия, США).
Более раннее завершение образования, повышенный спрос на вакансии с неполным рабочим днем и временную занятость.

«Сначала учеба — потом работа» (study first, then work)
Западноевропейские и ряд центральноевропейских государств.
Возраст окончания учебы ниже 21 года, при этом доля работающих студентов всего 10-15%.

Дуальная модель профобучения (apprenticeship model)
Германия, Австрия, Швейцария, Чехия, Словакия.
Поздний выход из системы образования; доля работающих студентов превышает одну треть; молодежь не сама ищет рабочее место, а получает его в рамках ученических контрактов.

Наиболее гладкий переход и самая высокая экономическая активность — в странах с дуальной моделью. Контракты на обучение, заключенные с конкретными фирмами, с одной стороны, позволяют получить определенный объем общего образования, а с другой — дают навыки работы в условиях реального производства.

Надо ли студентам работать?

Часть исследователей считает, что это помогает лучше адаптироваться в сфере занятости. В США молодые люди, имеющие трудовой опыт, в первые пять лет после учебы меньше задерживаются в состоянии безработных, а потеряв работу, быстрее по сравнению с европейскими сверстниками находят новую. С другой стороны, успешность американских студентов объясняется и спецификой рынка труда в этой стране, прежде всего тем, что выпускникам вузов не приходится рассчитывать на пособия по безработице, что подталкивает их быстрее соглашаться на предлагаемые вакансии.

Многоликие NEET

Отток молодых из образования может наблюдаться в периоды подъема экономики. Например, в начале 2000-х это массово случилось в Испании вслед за строительным бумом и развитием туристической отрасли. Однако затем грянул кризис, и переметнувшиеся от учебы к заработку остались без той и без другого.

Молодежь, которая не работает и не учится, около 20 лет назад назвали NEET (Young People Not in Employment, Education or Training). Термин прижился, хотя, будучи сравнительно новым, постоянно корректируется. Сегодня в группу, как правило, включают 16-24-летних. По версии Евростата, в нее входят:

краткосрочно безработные (30% в составе NEET) — официально зарегистрированные как безработные и пребывающие в этом статусе менее года;

длительно безработные (22%) — без работы более года;

возвращающиеся (7–8%) — временно неактивные, имеющие договоренность о работе или учебе и приступающие к ней в ближайшее время;

отчаявшиеся (около 6%) — прекратившие активные поиски нового рабочего места;

экономически неактивные в связи с выполнением семейных обязанностей (15%) — в первую очередь молодые матери;

экономически неактивные по причине болезни или инвалидности (7-8%);

прочие неактивные (12,5%) — те, кто находится на социальном дне, либо не пытается трудоустроиться или продолжить обучение, а предпочитает заниматься хобби, самообразованием, путешествовать или просто вести праздный образ жизни.

Три основных кластера стран Евросоюза
по присутствию NEET-молодежи

  1. Скандинавские страны, отдельные государства Западной и Центральной Европы (Австрия, Дания, Германия, Нидерланды, Словения и Великобритания). Относительно небольшая доля молодых людей вне занятости и образования, низкий процент длительно безработных и отчаявшихся.
  2. Ирландия и страны Южной Европы (Греция, Италия, Португалия, Испания). Уровень NEET-молодежи выше среднего, более значительный состав длительно безработных и отчаявшихся.
  3. Большинство​ стран Восточной Европы (Болгария, Чехия, Венгрия, Польша, Прибалтика). Уровень NEET-молодежи превосходит средний по ЕС, большое присутствие молодых матерей с детьми, в отдельных странах (Болгария, Польша, Венгрия) высокая доля длительно безработных и отчаявшихся.

В России — как в Европе

Россия относится к странам, где в структуре NEET преобладают не безработные — те, кто ищет варианты занятости, а экономически неактивные, находящиеся вне рынка труда.

Общие показатели NEET в РФ среднеевропейские: 12% среди молодежи 15-24 лет (2015). С 1995 года, по подсчетам Росстата, произошло снижение на 7 п.п., как и в других странах, — из-за растущей вовлеченности в образование.

При этом образование, точнее его недостаточный уровень или плохое качество, остается и центральным фактором попадания в группу. Долгое время в ней доминировали бывшие школьники, а к 2015 году до 31% (в 1995 — 4%) увеличилась доля выпускников вузов. Причина — массовизация высшего образования, обучение в вузах низкого качества, и как следствие — неконкурентоспособность обладателей таких дипломов.

NEET в России
(характеристики молодежи в составе NEET, 2015 г.,
на основе данных Росстата)


Средний возраст — 21,4 лет
Мужчины — 40,9%
Женщины — 59,1
Жители городов — 65,2%
Жители сел — 34,8%
Состоят в браке — 33%
Уровень образования:
  высшее профессиональное – 31,4%
  среднее профессиональное – 13,5%
  начальное профессиональное – 34,4%
  среднее (полное) общее – 12,7%
  основное общее и ниже – 4%

IQ
 

Авторы исследования:
Нина Вишневская, заместитель директора Центра трудовых исследований (ЦеТИ) НИУ ВШЭ
Анна Зудина, научный сотрудник ЦеТИ НИУ ВШЭ, доцент факультета экономических наук НИУ ВШЭ

Подробнее о NEET-молодежи в России
на IQ.HSE:
Автор текста:Салтанова Светлана Васильевна,16 апреля, 2019 г.