Карьера
Бизнес
Жизнь
Тренды
Как отправить сына учиться за границу в XVI веке

Как отправить сына учиться за границу в XVI веке

Сегодня учеба в зарубежном университете ассоциируется с определенным социальным статусом и поиском уникальных конкурентных преимуществ на рынке труда. В отличие от наших дней, родители Раннего Нового времени, отправляя ребенка в иностранный университет, пытались уберечь детей от чумы, религиозных гонений и других нетривиальных проблем. А потенциальным студентам приходилось идти пешком через пол-Европы и в буквальном смысле бороться за существование. На примере истории швейцарских гуманистов Томаса и Феликса Платтеров мы попытаемся разобраться, с какими трудностями встречались родители XVI века, решившие отправить своего ребенка учиться в престижный зарубежный университет.

Действующие лица:

Томас Платтер (1499 – 1582 гг.) — швейцарский гуманист, книгопечатник. Автор «Selbstbiographie» – автобиографии-наставления, посвященной его сыну — Феликсу Платтеру.

Феликс Платтер (1536 – 1614 гг.) — швейцарский медик, гуманист. Автор «Tagebuch» (Дневник) — мемуаров, которые он вел на протяжении всей жизни. «Дневник» Феликса Платтера — яркий исторический источник, к которому обращаются историки медицины, историки университетской культуры, религиоведы, краеведы и биографы. Писать дневники-воспоминания было традицией в семействе Платтеров, начало которой положил Томас Платтер Старший, а продолжили ее все представители рода Платтеров.


©Wikipedia
Томас и Феликс Платтеры

Мотивы

Академическая мобильность в XVI веке была обусловлена весьма специфическими факторами. Кто-то, как и сегодня, переезжал в поисках качественного образования, кто-то долгие годы странствовал по миру со своим научным наставником-обладателем уникального знания, для некоторых это была единственная возможность защитить докторскую. У Томаса Платтера был целый ряд причин отправить сына учиться за границу:

I. Долги

Томас Платтер был настоящий self-made man: он начал жизнь в крайней нищете, а в зрелом возрасте владел уже несколькими домами и типографией, но оказался глубоко в долгах. Платтер-старший потерял троих детей из-за чумы и решил поставить на единственного оставшегося наследника: нужно было дать сыну престижное образование, чтобы в будущем у него была высокооплачиваемая работа и он помог отцу разобраться с финансовыми проблемами.

II. Престиж

Престижной профессией в Базеле, городе, пережившем за полвека семь крупных эпидемий чумы, считалась медицина. Однако в самом Базеле она преподавалась плохо, и, если бы Феликс поступил на медицинский факультет в родном городе, он не был бы конкурентоспособным на рынке труда. Для Томаса Феликс стал долгоиграющим проектом, который должен был выстрелить без права на промах. С детства Платтер-старший пытался разбудить интерес сына к престижной профессии, и у него это получилось.

Престижное медицинское образование в Европе XVI века можно было получить в университете Монпелье, и именно его выбрали Платтеры для поступления. Однако диплом не гарантировал трудоустройство студентам XVI века (впрочем, как и во все времена). Может быть, Феликс и обошел бы студентов, которые предпочли остаться в Базеле, но ему предстояло конкурировать со всеми базельцами, которые также решили отправиться в Монпелье. А поток студентов был огромен: на пути из Базеля в Монпелье вырастали целые немецкие коммуны, которые помогали путникам-землякам безопасно достичь цели. Платтеру же было всего 16 лет, когда он отправился на учебу, ему предстояло конкурировать со взрослыми, подчас уже известными врачами.

III.Чума

Еще одной причиной отправки Феликса за границу стала очередная вспышка чумы в Базеле. Чумой заболели знакомые, соседи и даже жена Томаса. Это заставило Томаса Платтера серьезней задуматься об отправке сына в другую страну и ускорить этот процесс, потому что единственный наследник не должен был заразиться чумой и умереть.

©Wikipedia

Студенческий обмен XVI века

В Европе XVI веке действовала специфическая система обмена студентами: юноши из разных стран менялись друг с другом семьями. Содержание студента полностью брала на себя принимающая сторона. Платтеры учли все риски и подыскали для себя в Монпелье семью маранов— так называли потомков испанских иудеев, принявших христианство. Главой семьи был Лоран Каталан — один из самых известных аптекарей своего времени. Религиозные взгляды Каталана были близки протестантским взглядам Платтеров, что было очень важно. Отец не хотел, чтобы его единственный на тот момент наследник жил во враждебной обстановке среди католиков и стал жертвой своих религиозных взглядов.

Итак, сделка с Каталаном была заключена. Феликсу предстояло начать процесс обмена с двумя сыновьями Каталана — оба направлялись в Базель, в дом Платтеров. Это была большая удача: в Базеле царила чума, и в зараженный город никто не хотел отправлять своих детей, но необходимость отправить Феликса в другой город была настолько срочной, что Платтер-старший не стал сообщать Каталану о чуме. Потом Феликс будет скрывать этот факт, чтобы его не отправили домой как прибывшего из зараженного региона.

Когда тайное стало явным, Каталан захотел вернуть своих сыновей обратно на родину. Впрочем, не только из-за чумы, но из-за религиозной ситуации в Европе. Но один из сыновей Каталана увлекся в Базеле девушкой, категорически отказался возвращаться в Монпелье и уговорил брата остаться в Швейцарии.

©Wikipedia

Стоимость образования

Дневник Феликса Платтера — прекрасный исторический источник, ведь Платтер тщательно записывал все свои траты на протяжении жизни.

Какие расходы несли родители:



Во-первых, необходимо было купить будущему студенту лошадь, чтобы он отправится в другой город через пол-Европы по дорогам, полным опасностей. Томас Платтер покупает своему сыну лошадь за 7 крон. Для более точной оценки стоимости путешествия студентов мы возьмем за единицу измерения стоимость одного приличного обеда в таверне XVI века. Получается, лошадь обходилась родителям XVI века в 56 обедов.



Затем нужно было дать ребенку деньги на дорогу. Например, путешествие Феликса из Базеля в Монпелье заняло у него 20 дней, а на дорогу отец дал ему еще 7 крон, то есть еще 56 обедов. Конечно, Феликс не потратил всю сумму. Мало того, по приезде он продал лошадь Каталану за 8 (!) крон, то есть на крону больше, чем в Базеле. Итого у Феликса в кармане 64 обеда только с продажи лошади.



От родительских денег у него осталось 2,68 крон, или примерно 21 обед. Итого 85 обедов – практически три месяца можно было досыта есть в тавернах Монпелье. Поскольку за его питание отвечала принимающая семья, Феликс тратил излишки на развлечения и путешествия. Кроме того, он сразу же купил одеяло из каталонской шерсти (flassada), потому что в доме Каталана было холодно из-за отсутствия стекол в окнах. На третьем курсе Феликс будет укутывать в это одеяло не только себя, но и похищенные для диссекции тела с кладбищ.

Феликс Платтер сразу устроился работать в аптеку к Каталану, обеспечивал себя сам и самостоятельно оплатил обратный путь в Базель.

Свой среди чужих

XVI век — эпоха религиозных войн, время столкновения католиков и протестантов. Конечно, университетская среда стояла выше религиозных распрей. С туденты-протестанты получали дипломы наравне со студентами-католиками в католическом храме, и никто не препятствовал этой процедуре. Но за пределами университета было небезопасно. В своем дневнике Феликс упоминает студентов, которых казнили по религиозным причинам. После учебы в Лозанне они были арестованы, брошены в тюрьму и приговорены к сожжению. А однажды он сам чуть не оказался на костре. В Монпелье однажды казнили протестанта. Шел дождь, и солома под приговоренным никак не разгоралась. Тогда несколько мужчин бросились в аптеку за скипидаром. В тот день за прилавком стоял Феликс. Ему было жаль единоверца, и он отказался выдавать скипидар. «Тогда ты следующий» — сказал один из палачей. И тогда младший Платтер покорно отдал канистру со скипидаром толпе.

Феликс оправдал свое имя. Он действительно был удачлив. Успешно окончив медицинский факультет Монпелье в 1557 году, он невредимым вернулся в Базель и устроился городским врачом. С 1583 года занял пост декана факультета медицины Базельского университета, выплатил все долги отца и содержал своего единокровного брата Томаса-Младшего. Всего Феликс Платтер пережил семь вспышек чумы в Базеле, во время трех из которых работал врачом, и ни разу не был заражен.
IQ



Автор исследования:
Ольга Бурина, магистрантка программы «Историческое знание»
21 декабря, 2018 г.