Программы предпринимательского образования в депрессивных регионах дают обратный эффект: чем больше населения обучается бизнесу, тем хуже он развивается. Почему это происходит, выяснили исследователи ВШЭ, МГУ и Российской ассоциации статистиков.
Под предпринимательским образованием в исследовании понимаются очные и заочные программы, дающие знания для создания и управления бизнесом. Такая учеба входит в систему дополнительного профессионального образования (ДПО), получаемого в целях переподготовки и повышения квалификации: курсы, стажировки и проч.
Проанализировав данные Росстата и Минобразования с 2013 по 2016 год, ученые оценили, насколько россияне вовлечены в ДПО, в том числе предпринимательское, и как это влияет на динамику малого бизнеса.
Вовлеченность оказалась аномально низкой. Дополнительное профобразование осваивают менее 1,7 млн человек в год. Свыше 800 тысяч из них — слушатели бизнес-программ, большей частью заочных.
Чаще всего (около 71% аудитории) выбирают короткие модули — до 100 учебных часов. Около 22% предпочитают занятия в диапазоне 100–500 часов. Наименее распространенная форма ДПО — стажировка, ее проходят до 1% обучающихся.
Уровень вовлеченности различается по субъектам РФ. Исследователи разделили их на три кластера в зависимости от благосостояния, инновационной деятельности и социально-демографических характеристик:
1‑й кластер — благополучные регионы (Ханты-Мансийский, Ямало-Ненецкий автономные округа, Тюменская, Московская области, Москва, Санкт-Петербург);
2‑й кластер — территории с преобладанием социальных проблем (35 регионов);
3‑й кластер — территории с преобладанием инвестиционных проблем (42 региона).
Самый высокий интерес к предпринимательскому образованию в регионах с инвестпроблемами. Например, в Тыве на 10 тысяч экономически активного населения приходится почти 150 обучающихся очно и свыше 280 — заочно, в Томской области — 90 и 175, в Еврейской АО — 70 и 135 чел., соответственно.
Среди благополучных территорий лидируют Москва (80 и 130) и Санкт-Петербург (55 и 100).
Наименьшие показатели во 2-м кластере, в первую очередь в Ингушетии (менее 5 и менее 10), Карачаево-Черкесии (5 и 10), Брянской области (5 и 10).
Получение дополнительного профобразования стимулирует развитие малого бизнеса. Установлено влияние на следующие индикаторы отрасли:
численность занятых. Максимальная отдача от обучения наблюдается с лагом в 2–3 года;
количество и оборот микро- (до 15 работников) и малых (от 16 до 100 чел.) предприятий: 1–2 года;Интервал отдачи для инновационного предпринимательства — 5–6 лет, для рутинного — 2–3 года. Более длительный период в случае с инноваторами объясняется бОльшими затратами времени на качественное образование и на достижение высокорискованными бизнесами прибыльности.
Отдача от образования усиливается по мере сокращения размера компаний:
заметнее всего она для индивидуального предпринимательства;
в сегменте микропредприятий (до 15 работников) связи чуть слабее;«По-видимому, ослабление взаимосвязи отражает сравнительно низкую заинтересованность среднего предприятия в отдельных работниках (проще нанять уже обученного человека, чем обучать собственный персонал)», — комментируют авторы исследования.
Сильнее сказываются на активности компаний и популярнее среди потребителей образовательных услуг короткие курсы от 72 до 100 часов. Они ориентированы на практику и чаще выбираются теми, кто уже находится в процессе обдумывания и создания бизнеса.
Роль программ от 500 до 1000 часов (программы лидерства) значительно меньшая. Однако именно они, при условии охвата безработных по направлению службы занятости, наиболее стимулируют к развитию индивидуального предпринимательства.
Существенным для улучшения бизнес-сектора оказалось обучение и краткосрочное повышение квалификации в форме стажировок — программы, совмещающие традиционные занятия в аудитории и участие в реальных проектах.
Развивать образовательную систему в России нельзя без учета места проживания. Сравнение территориальных кластеров показало: то, что эффективно в одних регионах, в других может срабатывать негативно.
В благополучных субъектах РФ (1 кластер) бизнес-образование активизирует предпринимательство, а в депрессивных (2 и 3 кластеры) тормозит: ускоряет инновационный микробизнес, но препятствует развитию индивидуального предпринимательства и рутинных предприятий.
Причина — в оттоке кадров: получив образование, люди либо уезжают в перспективные регионы, либо уходят на работу со стабильным доходом, например на госслужбу.
Таким образом, делают вывод исследователи, стимулировать предпринимательство через образовательные программы здесь не актуально. Результативнее – пропагандировать в медиа истории успеха, проводить студенческие конкурсы бизнес-планов с последующим обучением, предоставлением грантов и других видов поддержки. Не забывая, разумеется, снижать ключевые барьеры на пути деловой активности граждан — улучшать экономическое состояние и бизнес-климат региона.
IQ
В подписке — дайджест статей и видеолекций, анонсы мероприятий, данные исследований. Обещаем, что будем бережно относиться к вашему времени и присылать материалы раз в месяц.
Спасибо за подписку!
Что-то пошло не так!