IQ.HSE продолжает серию материалов по экспертному докладу НИУ ВШЭ* о правовом регулировании новых технологий. Сегодня – о том, в какие законы вписывается самоуправляемый рынок криптовалют.
Криптовалюта (англ. crypto currency) — цифровые/электронные деньги, которые производятся, хранятся и перемещаются в интернете в децентрализованной, криптографически защищенной базе данных.
Первая и наиболее заметная криптовалюта — биткоин (Bitcoin, BTC) появилась в 2009 году. За почти 10 лет семейство цифровых денег сильно разрослось. К примеру, специализированный ресурс Prices.org фиксирует оборот более 1500 их разновидностей. Самым популярным остается пионер отрасли: по данным на 27 апреля 2018-го, капитализация биткоина составляла $158,4 млрд, или почти 38% суммарной капитализации всех валют, отслеживаемых сайтом ($421,2 млрд). Впрочем, в текущем году крипторынок вообще и биткоина в частности существенно упал. Многие из тех, кто инвестировал в BTC прошлой зимой или весной в надежде на его рост, понесли существенные убытки.
Самые дорогие криптовалюты
(топ-10, рыночная капитализация)
Bitcoin (ВТС) — $110,5 млрд
Ethereum (ETH) — $ 20,4 млрд
XRP (XRP) — $ 18,2 млрд
BitcoinCash (BCH) — $7,4 млрд
EOS (EOS) — $4,8 млрд
Stellar (XLM) — $4,2 млрд
Litecoin (LTC) — $3,0 млрд
Altcoin (ALT) — $ 2,0 млрд
Cardano (ADA) — $1,8 млрд
Tether (USDT) — $1,78 млрд
Monero (XMR) — $1,7 млрд
Электронный рынок привлекает пользователей свободой, скоростью транзакций, возможностью взаиморасчетов без посредников (банков). Но одновременно вызывает опасения у государства, пока не научившегося его контролировать.
Миллиардные показатели в этой сфере имеют и теневую сторону. По сообщению Europol, только в Европейском Союзе с помощью криптовалют отмывают до $5,5 млрд преступных денег. Пресекать эти операции полиция не может: финансы с высокой анонимностью трудно отслеживать, платежные процессы происходят вне банковской системы.
Помимо преступных схем, аргументами против криптовалют являются их необеспеченность, гигантская волатильность (прыжки курса в обоих направлениях) и, соответственно, риски дефолта; цифровые монеты активно критикуются за непригодность для выполнения ключевой функции денег — накопления и сбережения, отмечают авторы доклада (над разделом, посвященным криптовалютам, работали сотрудники Института права и развития ВШЭ — Сколково Кирилл Молодыко и Екатерина Галкова).
В феврале этого года об опасности виртуальных финансов в совместном заявлении предупредили сразу три регулятора: Европейское управление по ценным бумагам и рынкам (ESMA), Европейское банковское управление (EBA) и Европейское страховое и профессиональное пенсионное управление (EIOPA). Риск потерять средства, вложенные в электронную валюту, надзорные органы объясняют ее неустойчивостью, непрозрачностью ценообразования, технической ненадежностью интернет-платформ, операционными сбоями в интернет-торговле.
В случае хищения денег, в том числе по причине кибератак или закрытия криптобирж, пострадавший остается со своей проблемой один на один. Ценность денег не гарантируется государством, они не имеют правового статуса валюты, связанные с ними специфические ситуации не отражены в праве ЕС.
Покупка и продажа криптоденег на бирже
Регистрация и открытие собственного счета на биржах криптовалют. Пополнение счета любыми видами цифровых монет. Заработок на разнице курсов: продажа по цене превышающей стоимость покупки.
Инвестиции (покупка и хранение криптовалюты)
Аналог накопительного счета в банке. Приобретенная валюта хранится в электронном кошельке или в платежной системе. В случае повышения курса может быть прибыльно обменена на традиционные деньги.
Майнинг
Добыча монет за вознаграждение: решение криптографических задач (создание новых структур для функционирования криптовалютных платформ) с помощью фермы, то есть компьютера со специальным программным обеспечением. То же может делать удаленно — с использование мощностей арендуемых серверов (облачный майнинг).
ICO
Англ. initial coin offering (первичное предложение монет, первичное размещение монет) — выпуск и продажа инвесторам новых цифровых денег — токенов.
Доверительное управление
Передача своей валюты профессиональным трейдерам (частникам или финансовым компаниям, торгующим на криптобиржах) и получение процентов от дохода.
Баунти-компании
Получение вознаграждения за рекламу новых проектов (ICO) — постинг, репостинг и проч. на форумах, блогах, сайтах, в социальных сетях. Принимающие участие в раскрутке проекта получают его монеты бесплатно.
Онлайн-игры
Заработок криптовалюты за свои достижения в интернет-играх: казино, рулетке, играх-кранах (краны — сайты, награждающие виртуальными деньгами пользователей, выполнивших определенные задания — просмотр рекламы, участие в конкурсах и т.п.)
Незадолго до заявления трех регуляторов, 15 декабря 2017 года, Евросоюз объявил об ужесточении противодействия отмыванию денег и финансированию терроризма. Среди прочего новые правила обязали биткоин-платформы и онлайн-кошельки криптовалют идентифицировать пользователей.
Чуть позже — 19 апреля 2018 — были утверждены изменения в Директиву 2015/849/ЕС, которые:
ввели регистрацию криптообменных платформ и провайдеров виртуальных кошельков;
обязали их:
I. контролировать клиентов, в том числе выполнять требования по их верификации,Фактически это значит, что криптоигроки должны соблюдать те же правила, что банки и прочие финансовые организации.
К осени 2019 года, то есть через 18 месяцев после принятия изменений, эти международные нормы будут трансформированы в национальные законы государств-членов ЕС.
К лету 2019-го должны появиться и первые мировые стандарты регулирования. Недавно об этом объявила FATF — межправительственная Группа разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег.
Следующих международных обсуждений нужно ждать совсем скоро. 30 ноября в Буэйнос-Айресе начнется саммит «Группы двадцати» (G20). Тема криптовалюты впервые внесена в повестку дня форума крупнейших мировых экономик (в совокупности на 20 стран приходится 85% производства, 75% торговли и 2/3 населения планеты).
Пока проблема межгосударственной координации не решена, национальные правительства «общаются» с крипторынком самостоятельно. Государств, где цифровая валюта полностью запрещена, мало (Боливия, Бангладеш, Эквадор, Китай, Киргизия, Исландия, Вьетнам). В развитых странах она легализована (США, Япония, Сингапур, Канада, Дания, Швеция, Германия, Чехия и др.), однако в правовые системы вписана по-разному.
В июне текущего года в особом мнении судья Верховного Суда США Стивен Брейер («Wisconsin Central Ltd. против США») указал: «мы видим, что деньги меняются со временем. Раковины каури когда-то служили деньгами, но теперь нет; наша валюта изначально включала золотые монеты и слитки, но после 1934 года золото перестало служить средством обмена; когда-нибудь служащие, возможно, будут получать зарплату биткоинами или другой криптовалютой».
Япония в определенной степени легализовала криптоактивы в 2017 году. Российский бизнес-омбудсмен Борис Титов описал это регулирование так. Во-первых, возникла регистрация операторов, обменивающих криптовалюты на реальные финансы. Поставщики таких услуг обязаны проверять транзакции (включая данные о клиентах) и сообщать о тех, что вызывают подозрение, хранить протоколы проверок. Это должно противодействовать использованию криптовалют для отмывания грязных денег.
Во-вторых, Япония защитила права продавцов и покупателей криптовалют: разделила управление денежными активами и криптовалютами и обязала проводить для этого аудит. Также внедрены процедуры работы с претензиями.
В этой же стране отрасль впервые запустили в саморегулируемое плавание: в минувшем октябре государственное Агентство по финансовым услугам (FSA) одобрило появление «Японской ассоциации криптовалютных бирж». 16 компаниям в ее составе предстоит вырабатывать профессиональные стандарты и следить за их соблюдением.
Вопрос, чем считать криптовалюту — собственно валютой (средством платежа), биржевыми активами или товаром, не единственный камень преткновения в правовых подходах к ней. В мировой практике также нет единого понимания налогообложения получаемых доходов.
К примеру, Япония освободила от НДС операции по обмену виртуальной валюты на деньги, а при использовании ее как платежного средства НДС должен начисляться. Доход от операций с цифровыми деньгами воспринимается наравне с доходом от ведения бизнеса и облагается налогом на прибыль. В Норвегии криптовалюта официально признана цифровым активом и налоги берутся по правилам классических активов (акций, недвижимости и проч.). В Израиле интернет-монеты расценивают как имущество, продавая которое, собственник платит НДС и налог на доход.
Налоги, связанные с «криптой», также есть в Болгарии, Сингапуре, США, Израиле, Канаде, Швеции, Германии, Чехии, Финляндии… Знаковым является решение Суда ЕС, вынесенное по делу Налогового агентства Швеции против Дэвида Хэдквиста. Швед задумал создать сайт по обмену биткоинов на традиционные деньги и с просьбой разъяснить, нужно ли платить НДС, обратился к налоговикам. В итоге спор дошел до Европейского суда, и в октябре 2015 года тот постановил: правила о начислении НДС применяются к товарам и услугам, биткоин относится не к ним, а к платежным средствам (валюта, монеты, банкноты), операции с которыми на территории Евросоюза от НДС освобождены.
Официальная монетная единица России — рубль, выпуск другой валюты и денежных суррогатов в стране запрещен. При этом понятий денежного суррогата и криптовалюты в законодательстве нет, как и прямого табу на операции с использованием виртуальных денег.
25 января текущего года Минфин опубликовал на своем сайте Проект федерального закона «О цифровых финансовых активах». Цифровой финансовый актив, сказано в документе, это «имущество в электронной форме, созданное с использованием шифровальных (криптографических) средств». Права собственности на него «удостоверяются путем внесения цифровых записей в реестр цифровых транзакций».
К таким активам отнесены криптовалюта и токен. Законным средством платежа на территории РФ их предлагается не признавать.
Кроме криптовалюты и токена, проект впервые предлагает ввести в правовое поле целый ряд определений, в том числе:
цифровая транзакция — «действие или последовательность действий, направленных на создание, выпуск, обращение цифровых финансовых активов»;
оператор обмена цифровых финансовых активов – «юридическое лицо, осуществляющее сделки по обмену цифровых финансовых активов одного вида на цифровые финансовые активы другого вида и/или обмену цифровых финансовых активов на рубли или иностранную валюту».В мае законопроект принят в первом чтении Государственной Думой. По мнению Кирилла Молодыко, это не означает, что потом его концептуально не изменят. Эксперт советует обратить внимание на выступление председателя профильного думского комитета Анатолия Аксакова на форуме Finopolis 2018. Перспективы необеспеченных валют, в том числе биткоина, парламентарий оценил критически, впрочем, не исключив появления обеспеченных криптовалют. В отношении законопроекта было сказано: «Мы решили законодательство прописать таким образом, что блокчейн, как распределенный реестр, может активно использоваться для проведения ICО и работы инвестиционных площадок». По сообщениям СМИ, криптовалюту предлагается определить как цифровые права, а не как валюту, активы, имущество. При этом определение правового статуса майнинга может быть отложено на более поздний срок.
IQ
* Аналитический доклад «Мировое экономическое развитие в условиях технологических вызовов: новые потребности в законодательном регулировании и отдельные практики» подготовлен экспертами НИУ ВШЭ по заказу Государственной Думы РФ для международного форума «Развитие парламентаризма». В подготовке принимали участие представители ведущих научных подразделений университета: Института «Центр развития»; Института статистических исследований и экономики знаний; Института права и развития ВШЭ-Сколково; Института проблем правового регулирования; Института экономики транспорта и транспортной политики; Института образования.
Авторы доклада: В. Миронов, А. Соколов, Я. Радомирова, Т. Мешкова, Я. Моисеичев, М. Карлюк, А. Дупан, Ю. Бикбулатова, К. Молодыко, М. Башкатов, Е. Галкова, М. Блинкин, А. Рыжков, А. Иванов, Д. Каталевский, С. Янкевич, Н. Княгинина, Ю. Симачев.
В подписке — дайджест статей и видеолекций, анонсы мероприятий, данные исследований. Обещаем, что будем бережно относиться к вашему времени и присылать материалы раз в месяц.
Спасибо за подписку!
Что-то пошло не так!