Различия в культурных традициях и общественных нормах приводят к тому, что представители разных стран проявляют неодинаковые стратегии поведения в трудных ситуациях. Одни, к примеру, замыкаются в себе, другие ищут помощи окружающих.
Психолог НИУ ВШЭ Елена Чеботарева сравнила способы преодоления трудностей (копинг-стратегии) у французских и русских студентов, а также их влияние на психологическое благополучие.
В исследовании приняли участие по 70 человек (35 девушек, 35 юношей) из двух этнических групп: русских и французских студентов в возрасте от 18 до 25 лет. Сначала респондентам требовалось оценить по 6-балльной шкале 84 утверждения опросника психологического благополучия. Затем они заполняли «Опросник способов совладания», по которому были определены их основные копинг-стратегии.
Анализ полученных результатов показал, что французские студенты в стрессовых ситуациях, в первую очередь, ищут социальной поддержки. Они стремятся сбалансировать свое эмоциональное напряжение с помощью других людей, поделиться своими заботами. Им также свойственны пересмотр сложившейся ситуации с положительной стороны, дистанцирование от проблемы и проявление конфронтации. С одной стороны, это может приводить к импульсивным вспышкам. С другой — когда накал эмоций достигает непереносимого уровня, молодые люди стараются отстраниться от ситуации, не быть в нее эмоционально вовлеченными.
У российских студентов в приоритете оказались стратегии избегания проблем и планирования решений. В сравнении с французскими сверстниками у россиян сильнее выражено стремление принять ответственность на себя. Елена Чеботарева объясняет это высоким уровнем самокритичности, присущей русскому менталитету.
«В силу своих психологических особенностей российские студенты обладают большим стремлением к осознанию зависимости между собственным поведением и его последствиями, к поиску причин актуальных трудностей в себе и своих качествах», пишет автор исследования. Французским студентам же скорее не свойственно искать истоки проблемы в себе.
В ответах русских студентов исследовательница также отмечает тенденцию к избеганию трудных ситуаций в целом. Предположительно, из-за опасения стать ответственным за возникшие проблемы.
С точки зрения уровня психологического благополучия французские студенты намного больше удовлетворены жизнью, чем русские. Российские респонденты не чувствуют себя способными влиять на внешние обстоятельства, испытывают сложности в организации своей повседневной деятельности, проявляют пассивность. Возможно, это отражает исключительно социальный статус студентов в России, отмечает психолог.
С другой стороны, у студентов обеих национальностей достаточно высокие показатели по уровню самостоятельности и независимости в принятии решений.
Французы менее удовлетворены своим личностным развитием, приобретением нового опыта и самореализацией, не уверены в осуществлении своих планов и осознанности своих целей. Ответы российских респондентов наоборот свидетельствуют об удовлетворенности возможностями личностного роста и самореализацией. Автор исследования предполагает, что различие восприятия этих сфер жизни у студентов могут быть связаны с особенностями национальных систем образования.
Помимо этого, в исследовании отмечается, что французские респонденты позитивнее российских сверстников относятся к другим людям и выше оценивают качество общения с окружающими. Также французам больше, чем россиянам, свойственно принимать себя такими, какие они есть: со всеми достоинствами и недостатками. Кроме того, они увереннее себя чувствуют в вопросах управления собственной средой.
При сопоставлении результатов, полученных по итогам двух опросников, исследовательница выделила те копинг-стратегии, которые не ухудшают уровень удовлетворенности жизнью.
Для французских студентов эффективным копингом оказалось планирование решения проблемы. Анализ показал, что рациональное рассмотрение сложной ситуации и рассудительный поиск вариантов выхода из нее — единственный способ, который положительно сказывается на психологическом благополучии французов. Остальные стратегии неэффективны ввиду их эмоциональной перегруженности.
Для российских студентов способы преодоления стресса в меньшей степени, чем для французской молодежи связаны с уровнем психологического благополучия. Это объясняется достаточно низкой оценкой собственного влияния на окружающую среду. В этом контексте самой эффективной стратегией стала переоценка ситуации, то есть пересмотр сложившейся проблемы с положительной точки зрения. В целом этот подход не добавляет уверенности в собственных силах контролировать происходящее вокруг, но положительно сказывается на других аспектах жизни. В частности, на осмысленности своих целей и самовосприятии.
IQВ подписке — дайджест статей и видеолекций, анонсы мероприятий, данные исследований. Обещаем, что будем бережно относиться к вашему времени и присылать материалы раз в месяц.
Спасибо за подписку!
Что-то пошло не так!