Межстрановая академическая мобильность молодых людей в мире снижается по двум причинам. Во-первых, государства-поставщики студентов развивают собственные вузы. Во-вторых, страны-экспортеры высшего образования отвернулись от учащихся-иностранцев. В итоге их университеты теряют дополнительные источники дохода, а научным лабораториям не хватает кадров, отмечают эксперты ОЭСР в журнале НИУ ВШЭ «Международное высшее образование».
В 1990-х – 2000-х годах учащиеся активно ездили за рубеж в поисках лучших образовательных услуг. Их мобильность только росла. Так, в 1995 году, по данным ОЭСР и ЮНЕСКО, за пределами своей страны обучались 1,7 млн человек. А в 2012 году международных студентов было в 2,7 раза больше — 4,5 млн.
Однако уже в том же 2012 году мобильность начала буксовать, подчеркивает Дирк ван Дамме. К 2015 году к этим 4,5 млн человек добавились лишь 100 тысяч. По словам исследователя, это «новый структурный феномен», который объясняется политикой как импортеров, так и экспортеров образовательных услуг.
В странах, откуда едет больше всего студентов, резко повысилось качество образования. Китай и Индия инвестировали немало средств в свои вузы. В результате, поясняет автор, «китайские университеты настойчиво карабкаются вверх в международных рейтингах, с каждым годом улучшая свои позиции». Страна лидирует в мире «по темпам роста научной продуктивности».
Этот апгрейд повлиял на образовательные стратегии среднего класса. Семьи все чаще вкладывают средства в обучение детей в собственной стране.
Впрочем, нельзя сбрасывать со счетов и политику государства, считает ван Дамме. Власти Китая стали тщательнее отслеживать поток студенческой мобильности.
В то же время, и многие страны–поставщики образовательных услуг изменили политику. Они явно охладели к студентам из-за рубежа. Это уже произошло в Великобритании, США и Австралии и начинает происходить в Нидерландах, Швейцарии и Швеции. Такое восприятие миграции в этих странах «только усугубилось на фоне кризиса с наплывом беженцев, из-за чего кардинальным образом изменилось и отношение к иностранным учащимся», подчеркивает исследователь.
«Каждый день в СМИ слышатся популистские <…> обвинения в том, что иностранные студенты хотят только одного — осесть в принимающей стране, что они отнимут рабочие места у местных», — добавляет автор.
Этот политический курс сказывается на академическом рынке труда. Центры международного образования зарабатывают меньше, чем могли бы.
Крупнейшие экспортеры высшего образования — США и Великобритания — уже ощутили последствия спада международной мобильности.
Число новых международных студентов в вузах США снизилось на 7%, отметили в прошлом году исследователи проекта Open Doors Института международного образования. Свыше половины (52%) представителей опрошенных вузов опасаются, что новый социально-политический климат в стране отпугнет учащихся-иностранцев. А это означает явное уменьшение доходов вузов.
Приток студентов из Индии снизился на 19%, по данным Национального научного фонда США.
В целом уменьшение образовательной миграции привело к тому, что многие научные лаборатории в американских университетах испытывают дефицит персонала.
В Соединенном Королевстве доля иностранцев среди учащихся (19%) не растет с 2013 года. По данным Комиссии по приему в университеты, количество абитуриентов из стран ЕС падает. Причиной тому — выход страны из Евросоюза.
Политики обсуждают, стоит ли исключить иностранных студентов из правительственной программы, нацеленной на снижение чистой иммиграции. Но даже если правительство примет решение в пользу международных учащихся, их будет сдерживать «негативное отношение к иммигрантам в Великобритании», считает автор статьи.
Похожим образом ситуация развивается и в других странах, традиционно привлекавших международных студентов. Еще недавно Швейцария, Швеция, Нидерланды и Австралия соревновались друг с другом за учащихся из-за рубежа. Сейчас это соперничество почти прекратилось.
Такая политика в отношении иностранных бакалавров, магистров и аспирантов, по мнению экспертов, не слишком дальновидна. И вузы принимающих стран, и — в конечном счете — их экономика развиваются менее динамично. Между тем, вполне понятно, что потоки международной студенческой мобильности «определяют, где и чему будут учиться профессионалы и лидеры двадцать первого века», заключает Дирк ван Дамме.
IQ
В подписке — дайджест статей и видеолекций, анонсы мероприятий, данные исследований. Обещаем, что будем бережно относиться к вашему времени и присылать материалы раз в месяц.
Спасибо за подписку!
Что-то пошло не так!