Подписки старшеклассников на те или иные паблики служат предиктором их успеваемости, показал в исследовании Иван Смирнов. Анализ участия школьников в группах и сообществах позволяет сразу распознать троечников и сильных учеников.
Успеваемость подростков можно определить по их «цифровому следу» — активности в социальных сетях, доказал исследователь. На страницы с научной и культурной тематикой обычно подписаны академически успешные дети. Более слабым ученикам ближе сетевой юмор и гороскопы.
Дифференциацию академических достижений школьников в ее взаимосвязи с их увлечениями в соцсетях исследователь выявил на данных всероссийского лонгитюда «Траектории в образовании и профессии». Выборка составила 4,4 тысячи учеников. Их знания измерялись с помощью авторитетного международного мониторинга PISA. Активность в соцсетях изучалась на базе «ВКонтакте» – наиболее посещаемой площадки среди молодежи. Были отобраны примерно 4,5 тысяч пабликов. Среднее число подписок среди участников исследования — 54.
Программа PISA, проводимая Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), позволяет в баллах оценить уровень читательской, математической и естественнонаучной грамотности 15-летних подростков. Набор подписок в соцсетях отражает реальные увлечения школьников. Очевидно, это не весь круг их интересов: можно заходить в сообщества «невидимкой», не оставляя следов. Тем не менее, профили в социальных сетях дают неплохое представление о детях. В исследованиях образования у этого источника информации большой потенциал.
По личным страницам, постам, фотографиям, комментариям пользователей в социальных сетях можно судить о многом. По этим «цифровым следам» исследователи могут определить образ жизни людей и составить их психологический портрет.
Так, выяснилось, что социодемографические характеристики человека (этническую принадлежность, пол и уровень доходов) можно спрогнозировать с помощью анализа его твитов, визуальной информации из профиля, постов, фотографий района и пр.
Поведение в соцсетях, согласно исследованиям, многое говорит о личных качествах человека, его интеллекте.
С помощью соцсетей можно достаточно точно «протестировать» и успеваемость. «Мы построили простую модель, которая позволяет спрогнозировать результаты PISA, исходя из подписок учащихся на те или иные паблики», — поясняет Иван Смирнов. При этом выяснилось, что в сетевых предпочтениях подростков прослеживается довольно сильный академический, связанный со знаниями компонент.
Заметим, что форма подачи информации во многих пабликах — одна и та же. Даже наиболее эстетские, интеллектуальные странички состоят из смешных картинок, видео, мемов и пр. Поляризация пабликов проходит в тематике и контенте. И, соответственно, в аудитории.
«Только интеллигенция. Только хардкор», — гласит ироничный подзаголовок паблика МХК. Он сразу «отбирает» и настраивает свою аудиторию. И наоборот, паблики типа «Убойный юмор» и «Четкие приколы» ищут более широкий круг фолловеров.
Исследование Ивана Смирнова выявило сегрегацию подростков по интересам в ее связи с успеваемостью.
Не очень успешные учащиеся, как правило, интересуются гороскопами и юмором.
Сильные ученики чаще заходят на страницы, посвященные науке, технологиям, литературе, кино. Можно было бы предположить, что это отражается на их школьных успехах и на эрудиции. Однако таких данных нет. «Мы не знаем, влияют ли подписки на успеваемость, но думаю, что нет, —комментирует исследователь. — Есть гораздо более сильные факторы, включая врожденные способности, ресурсы семьи, уровень школы и т.п.».
Автор отмечает два эффекта. Во-первых, «те, кто хорошо успевает, и в интернете выбирают что-то развивающее, а не развлекающее». Печально, что дети с невысокими достижениями, которым как раз «нужна поддержка, окружены гороскопами и приколами». Во-вторых, если посмотреть внимательно на группы, то видно, что «их контент — не развивающий в любом случае». То есть различия «связаны именно с самоидентификацией и, возможно, несут сигнальную функцию, так как обсуждаемые подписки публичны», подчеркивает исследователь.
Тем самым, наблюдаются, как минимум, три разрыва между двумя группами:
У них сильно различаются интересы.
Их академические достижения «противоположны».
Подростки очень по-разному используют интернет. Можно говорить о цифровом неравенстве среди «полярных» по успеваемости школьников.
Эти данные соотносятся с результатами других исследований относительно цифрового неравенства. Так, известно, что менее образованные люди чаще ищут в интернете развлечения, в то время как более образованные используют его потенциал как источника информации.
Значительный разрыв в достижениях иллюстрирует простая математика.
Различия двух групп в знаниях и умениях эквиваленты одному-двум годам школьного обучения. Так, если вслед за ОЭСР принять 40 баллов в тестах PISA за один год учебы, то разрыв между подписчиками «МХК» и фолловерами любовного гороскопа достигает двух классов. Разница в результатах тестов у этих двух групп — 79-88 баллов.
Исследователь сопоставил реальные результаты PISA и баллы, рассчитанные на основе «цифровых следов». Выяснилось, что модель точно предсказывает успехи подростков. «Ее способность выделить сильных и слабых учащихся составляет 90% для математики, 92% для естественных наук и 94% для чтения», — уточняет автор.
В данном случае брались две группы учеников: те, кто не имеет даже «базового второго уровня, необходимого для успешного существования в современном мире, по оценке ОЭСР, и те, которые достигают одного из двух высших уровней (пятого или шестого)».
IQ
Автор исследования:
В подписке — дайджест статей и видеолекций, анонсы мероприятий, данные исследований. Обещаем, что будем бережно относиться к вашему времени и присылать материалы раз в месяц.
Спасибо за подписку!
Что-то пошло не так!