В недавно опубликованной статье Association of MAOA-uVNTR Polymorphism with Subjective Well-Being in Men коллективу исследователей удалось статистически проследить влияние гена, кодирующего моноаминоксидазу, на субъективное ощущение благополучия у мужчин. Эта работа стала еще одним шагом на пути к пониманию того, как гены могут влиять на социальные явления. Один из авторов статьи — заведующий Лабораторией сравнительных социальных исследований ВШЭ Эдуард Понарин в своей колонке рассказывает, зачем социологам генетика.
Интерес нашей лаборатории к генетике вызван, главным образом, тем, что в исследованиях мы смотрим, как происходит трансформация общества из одного состояния в другое. Основная часть этих исследований посвящена современности и связана, в основном, с теорией модернизации, которая предполагает, что при улучшении условий жизни люди переходят от базовых потребностей (безопасность, выживание и т.д.) к потребностям более высокого уровня, связанным, например, со свободой выбора. И таким образом происходят социальные, экономические и политические преобразования, в том числе становление демократии.
Если же проследить эволюцию цивилизаций с древних времен, то различия в развитии обществ ученые связывают прежде всего с географической спецификой, культурой и характером институтов.
Общества, существующие в экваториальном поясе с очень жарким климатом, больше других подвержены риску эпидемических заболеваний из-за обилия вредных микробов. Долгий опыт выживания научил такие общества избегать контактов с чужими людьми (потенциальными разносчиками новых болезней) и держаться маленькими кровнородственными группами. В то время как для развития сложного общества необходимы большие человеческие коллективы.
Другая ситуация — в долинах больших рек в тропическом поясе, где развиваются первые цивилизации — тоже в жарком, но при этом в сухом климате. В таких условиях возникают большие земледельческие коллективы, которые привязаны к естественным водным ресурсам или системам ирригации. В случае победы захватчиков им приходилось подчиняться и платить дань или уходить в пустыню на верную гибель, поскольку без земледелия им уже было сложно выживать.
Такое развитие цивилизации привело к тому, что впоследствии Карл Маркс назвал «азиатским способом производства», когда люди привязаны к водным ресурсам и властителям, их контролирующим. В таких обществах, как правило, возникали деспотии.
В умеренном поясе, где много водных ресурсов, но при этом более холодный климат, земледельческие общества возникли в более поздний период, но зато они отличались значительной индивидуальной автономией, что впоследствии делало возможным договорные отношения между государством и индивидом. Индивидуальная автономия способствовала появлению более эффективных экономических систем, а также и демократии.
Кристиан Вельцель в книге «Рождение свободы» выдвигает тезис, что культура общества формируется на основе климатических и географических условий, а вот создаваемые институты уже определяются самой культурой. Если же институты навязываются обществу извне, а оно в силу своей культуры не готово их принять, то они не будут работать. В качестве иллюстрации этого тезиса можно обратиться к опыту нашей страны в 90-е годы, когда попытка сформировать институты по западному образцу не увенчалась успехом.
Одним из возможных факторов, влияющих на культуру, исследователи также считают и генетику. Человечество в своем развитии проходило так называемые «бутылочные горлышки», когда его популяция была очень маленькой в силу разных катастроф. И, соответственно, генетический материал был довольно однообразным. Поэтому все ныне живущие люди более похожи друг на друга, чем некоторые виды животных, живущие в одной стае. Тем не менее в течение многих тысячелетий, прошедшие с последнего катастрофического события (примерно 70 тыс. лет назад), маленькие человеческие коллективы расходились по суше в разные стороны. В одной такой группе мог случайно (в силу малочисленности групп и их относительной изолированности друг от друга) исчезнуть один вариант гена, в другой — другой. Таким образом, в разных частях земного шара люди все же несколько отличаются друг от друга в силу генетического дрейфа.
Есть также предположение, что в разных типах общества востребованы разные качества людей. Например, в первобытно-общинном строе умение сосредотачиваться на одной работе было не так важно, как навык мгновенно переключаться на возникшую опасность и защищать себя от угрозы. Когда же появились государства, общественное устройство усложнилось. Возникли новые виды работ, которые раньше в принципе не делались. Эти работы потребовали новых качеств от людей, в том числе умения не отвлекаясь выполнять монотонные действия. Востребованные качества закрепляются в культуре через ценностные установки (представления о том, «что такое хорошо и что такое плохо»), и в разных обществах они могут значительно отличаться друг от друга. Не исключено, что и на генетическом уровне какие-то качества могут закрепляться в силу социального отбора или же быть просто случайным образом обусловлены генетическим дрейфом.
Исходя из этих предположений, мы совместно с коллегами из Института общей генетики им. Н.И.Вавилова РАН рассмотрели влияние некоторых генов на социальные, психологические и даже экономические явления.
В опубликованной статье описан лишь один из результатов этого исследования, которое еще не закончено. Оно посвящено связи генетических факторов с переживанием стресса и с удовлетворенностью жизнью. Полученный на этом этапе результат сводится к тому, что нам удалось статистически подтвердить влияние гена MAOA, который регулирует моноаминоксидазу, на субъективное ощущение благополучия.
Моноаминоксидаза — это фермент, который дезактивирует адреналин, серотонин, дофамин, то есть те вещества, которые участвуют в регуляции работы мозга. С ними связаны эмоции, например, ощущение счастья или, наоборот, подавленности, депрессии.
Ген, который кодирует моноаминоксидазу, может присутствовать у человека в разных вариантах. Один (4R) дает большее количество фермента, другой (3R) менее активен, и у его носителей образуется меньше моноаминоксидазы. Мы исследовали связь вариантов гена и самооценку благополучия.
Установить эту взаимосвязь удалось благодаря исследованию ДНК, выделенной из биологического образца (слюны) у мужчин из шести российских регионов, и сопоставлению их генотипов с их же ответами на вопросы относительно ощущения личного благополучия, чувства тревоги и опасности.
Исследование показало, что носители варианта 3R чаще оценивают обстановку проживания как неопасную и чаще считают, что они счастливы, чем носители варианта 4R. Эти различия воспроизводились во всех изученных регионах и у представителей всех изученных этнических групп.
Важно не забывать, что генетика не является жестко детерминирующим фактором. Ее влияние на субъективное ощущение счастья и благополучия, в соответствии с результатами более ранних исследований, не превышает 30-50%. При этом вклад отдельных генов оценивается не выше 4-5%. Влияние генов носит вероятностный характер и также связано со средой обитания индивида. Один и тот же ген может проявляться по-разному в зависимости от условий жизни человека.
IQАвторы исследования: Эдуард Понарин, Рональд Инглхарт (оба — Лаборатория сравнительных социальных исследований ВШЭ), С.А.Боринская, А.С.Гуреев, Е.Д.Ананьева, А.В.Рубанович (все Институт общей генетики им. Н.И.Вавилова РАН)
В подписке — дайджест статей и видеолекций, анонсы мероприятий, данные исследований. Обещаем, что будем бережно относиться к вашему времени и присылать материалы раз в месяц.
Спасибо за подписку!
Что-то пошло не так!