Карьера
Бизнес
Жизнь
Тренды
Все сложно

Все сложно

Участники предвыборных дебатов мешают друг другу говорить. Сотрудник фирмы интригует против коллеги. Наставник намеренно обучает подопечного неправильной технологии. В социальных сетях одни пользователи троллят других. Все это проявления искусственных сложностей, которые люди создают друг другу в конкуренции за ресурсы. О том, какие рукотворные трудности возможны и как они возникают, в интервью IQ.HSE рассказал ведущий эксперт по компликологии, психолог, профессор НИУ ВШЭ Александр Поддьяков.


 Александр Поддьяков
ординарный профессор НИУ ВШЭ, ведущий научный сотрудник Лаборатории экспериментальной и поведенческой экономики

Когнитивный смысл трудностей

— Что нового наука о рукотворных трудностях — компликология — может сказать о психологии человека? Зачем изучать искусственные осложнения?

— Изучение таких трудностей помогает в конечном итоге преодолеть их. Стратегия совладания с ними, или копинг (от английского «to cope» — «справляться»), во многом зависит от того, как эти трудности возникли, с какой целью созданы. Люди по-разному реагируют на естественные и искусственные трудности. Многие различают их характер, распознают, созданы ли они с добрыми или злыми целями. Это показал опрос, проведенный с респондентами в возрасте от 18 до 30 лет. Я задавал его участникам два вопроса: «Была ли в вашей жизни ситуация, в которой бы вы столкнулись с какими-то трудностями, которые возникли в силу стечения обстоятельств?» и «Бывала ли в вашей жизни ситуация, когда кто-то специально создал трудности, для того чтобы вам было трудно с ними справляться?». Респонденты называли самые разные трудности – и конструктивные, и деструктивные. Среди конструктивных были тренировки в спортивном лагере, обучение в школе по программе повышенной сложности. Среди деструктивных — чья-то намеренная ложь, например, чтобы поссорить людей, кражи, интриги коллег. Выяснилось, что стратегии совладания в случае с естественными и искусственными трудностями различаются.

Похоже, что в случае столкновения с искусственными трудностями возрастает размах индивидуальных различий участников внутри стратегии «конфронтация». На вопрос, входить ли в конфронтацию, кто-то отвечает однозначно утвердительно, а кто-то решает ее снизить. Есть различия и внутри стратегии «принятие ответственности». Одни готовы принять на себя больше ответственности (чем при столкновении с естественными трудностями), другие — наоборот, меньше.

— Конструктивные виды трудностей помогают человеку развиваться, деструктивные — наносят ущерб. Какие еще трудности существуют?

— Например, исследовательские, или диагностические. Они позволяют выяснить состояние здоровья человека, уровень его знаний. В медицине это, например, нагрузочные пробы. В кардиологии для пациентов повышают физическую нагрузку (например, применяют велотренажер), чтобы оценить состояние их сердечно-сосудистой системы. Диабетику дают раствор сахара, чтобы изучить реакцию его организма на этот стресс. Это позволит разработать для него оптимальную схему лечения. Образовательные тесты и олимпиады измеряют знания школьников.

Существуют игровые трудности — интеллектуальные состязания, квесты, конкурсы, телеигры типа «Что? Где? Когда?» и пр.

— Иногда человек сам создает себе трудности, бросает вызов ради самоиспытания.

Это может быть, например, работа над «автопроектом»: человек дает себе задания с целью саморазвития, тренировки воли. Такие трудности конструктивны. Создание сложностей для себя может быть и способом самопознания. Дети подтягиваются на турнике, чтобы оценить свою силу и выносливость. Это самоиспытание часто полезно (человек лучше понимает, что еще предстоит сделать). Но может быть и деструктивно, когда подросток решает, например, проверить, сколько времени он сможет провисеть на руках на опасной высоте.

Конкуренция за ресурсы

— Получается, что компликология нужна всем ? Государствам в их информационном противостоянии, военным, чтобы блокировать действия противника. Она пригодится в сфере производства (если есть промышленный шпионаж), в вопросах интеллектуальной собственности, в науке, спорте.

— Компликология нужна везде, где есть конкуренция и возникает необходимость преодоления трудностей. Например, происходит соперничество за знания, за ноу-хау. Так, возможны ситуации, когда представители одной компании приходят в другую с целью научиться технологиям производства. Но им намеренно демонстрируют не ту последовательность действий.

На Гавайях было проведено интересное исследование deceptive teaching — «обманного обучения». На этих островах рыболовство – высококонкурентная область. Информация о самых рыбных местах передается только от отцов к детям, в то время как учеников порой намеренно дезориентируют. Понимая возможность обмана, они должны скептически относиться к информации от учителей.

Профессиональные тонкости нередко становятся сокровенным знанием, которое пытаются утаить. Это возможно также рассматривать в рамках теории конфликта, конфликтующих структур.

Встречаются и такие кейсы: фирмы сливаются в альянс и пытаются научиться у партнеров технологиям. Но в итоге ощущают deskilling (от английского «skill» – мастерство, навык) — потерю умений. Либо просто видят, что прирост знаний — нулевой. Это так называемые игры по управлению человеческим капиталом.

У ученых тоже есть теневая методология. В науке присутствует и коллективистское начало (обмен знаниями), и конкуренция между исследователями, институтами. Ученые борются за первенство в получении и коммерческом использовании знаний. Для сокрытия информации они используют разные приемы: умолчание о результатах, задержку публикаций, неполное описание процедур и пр.

В некоторых сферах людей специально учат создавать деструктивные трудности. Это, например, обучение сотрудников силовых структур (военных, полицейских, охранников), специалистов по конкурентной борьбе в различных областях. Бывает неформальное (вне официальных институтов) обучение деятельностям различной степени нелегальности (для силовых предпринимателей, грабителей, мошенников и т. д.). Они учатся создавать противнику деструктивные трудности на самых разных уровнях — от психологического и интеллектуального подавления до физического противоборства. Спектр обучающих текстов широк: от древнекитайского «Трактата о 36 стратагемах», «Искусства войны» Сунь Цзы, «Сокрытого в листве» Ямамото Цунэтомо (XVII-XVIII век) и трактата о власти и политике «Государь» Никколо Макиавелли (XV-XVI век) до самых современных руководств. Среди них — книги по организации конкурентной борьбы в бизнесе, советы психологов по поведению в конфликтах и т. д.

Барьеры к обучению

— Каким образом блокируется доступ к знаниям?

— Практикуется отказ в обучении, например, между организациями и группами (мезосоциальный уровень). Одна фирма не хочет делиться знаниями с другой. Ректоры вузов намеренно не обнародуют учебные планы учреждения, рассматривая их как источник доходов вуза. На микросоциальном уровне (внутри группы) тоже встречается отказ в обучении. Так, топ-менеджеры компаний нередко не хотят заниматься наставничеством: их подопечные могут в будущем составить им конкуренцию. Из тех же опасений штатный психолог в банке скрывает профессиональные секреты от своего стажера.

Если прямой отказ в обучении не срабатывает, можно скрыто препятствовать приобретению знаний. Американское исследование (Dawn E. Chandler, Lillian Eby and Stacy E. McManu. When Mentoring Goes Bad) выявило такие практики: научные руководители отключали студентов от профессиональных контактов, не сообщали им о важных мероприятиях, уклонялись от общения.

— Или, например, один студент мешает обучению другого.

— И это бывает. Александр Македонский, учившийся у Аристотеля, возмутился, когда тот обнародовал в книгах некоторые свои учения. Александру хотелось быть единственным обладателем знания. В письме своему учителю он вопрошал: «Чем мы будем отличаться от остальных людей, если те учения, на которых мы были воспитаны, сделаются общим достоянием?»

Конфликты между самими учащимися могут принимать разные формы. Это могут быть ложные подсказки, давление на экзаменаторов и даже кража конспектов перед экзаменами.

Медвежьи услуги

— Существует и «Троянское» обучение — «педагогика» с недобрым умыслом, манипуляция сознанием. Расскажите об этом явлении.

— Троянское обучение — это обучение тому, что выгодно организатору для его собственных целей. Для учащегося это опасная технология. «Реципиент» знания не знает об обмане, доверяет «донору» и не обороняется. Он становится уязвимым. Тут можно вспомнить и «Трактат о 36 стратагемах», и фольклор. Так, в сказке лиса учит волка ловить рыбу на собственный хвост («Лиса и волк»). В пьесе «Недоросль» Фонвизина Кутейкин заставляет Митрофана повторять фразы: «Аз есмь червь» и «Аз есмь скот, а не человек».

В математическом моделировании возможно обманное обучение систем искусственного интеллекта. В англоязычной литературе это называется poisoning attacks on machine learning.

Мошенники от сетевого маркетинга проводят для клиентов платное обучение изготовлению определенной продукции и продают им сырье для нее. При этом обещают выкупить готовые изделия. Но в итоге ученики производят брак, и мошенники не принимают такую продукцию на реализацию. Их истинной целью было получить прибыль от продаж сырья и услуг по обучению. А заниматься сбытом изделий они не собирались.

Экстремальные случаи «Троянского» обучения ведут к нравственной дезориентации. Речь о таких ситуациях, как вербовка людей в секты, формирование алкогольной и наркозависимости.

— «Троянское» обучение, по идее, аморально. Бывают ситуации, когда оно безальтернативно?

— Если речь идет о спасении жизни, то да. Помешать «чужим», дать им неправильную информацию, чтобы спасти «своих», обычно не считается зазорным. Некоторое время назад мы проводили эксперимент, в котором участвовали дети (65 дошкольников пяти-шести лет). Им была предложена ситуация на материале мультсериала «Симба: Король-Лев». Эта ситуация в мультфильме не встречалась. Гиены собрались поохотиться на беззащитных птенцов и их мам, а львенок Симба решил их спасти. Ребенку предлагалось решить, учить или не учить этих персонажей тем или иным умениям. Детей спрашивали, какому языку надо обучать гиен – правильному или неправильному, если те хотят подманивать птенчиков ласковыми словами; учить ли их ходить на задних лапах или лазать по деревьям (гиены хотят добраться до гнезд); учить ли их курить (кашляющую гиену птенцам проще услышать) и пр. В итоге свыше 90% детей выбрали для гиен обучение неправильному языку, хождение на задних лапах (вместо лазанья по деревьям), а также курение.

Эти ответы показали, что дошкольники не просто следовали правилу «Скажи наоборот» (как в театре, когда на вопрос волка, обращенный к зрителям, куда побежал заяц, дети указывают в противоположную от зайца сторону). Они исходили из дифференцированной системы представлений о содержании обучения и о том, кому и зачем оно нужно и кому и как в этом деле помочь (львенку), а кому помешать (гиенам).

— Существует ли «Троянское» обучение с добрыми намерениями?

— Оно используется тогда, когда его организатор считает, что ученик плохо воспримет содержание обучения, и нужны специальные «маневры». Разработаны компьютерные программы, которые помогают детям с «аллергией» на математику овладеть этим предметом.

Коварство и нелюбовь

— Интересен феномен манипулятивных речевых практик — ложных подсказок.

Это, например, розыгрыши в актерской среде. Более опытный партнер может предостерегать менее опытного перед выходом на сцену: «Ты там не скажи… (слово или смешно переиначенная реплика)». Но именно то, от чего якобы отговаривали, закономерно и произносится на сцене – на радость советчику и зрительному залу. Другой вариант ложных подсказок – когда старший брат учит младшего матерным словам (а малыш, естественно, не понимает, что они значат).

— В социальных сетях люди тоже устраивают друг другу неприятности. Речь о хейтерстве и троллинге. Изучаются ли эти феномены в контексте осложнистики?

— Троллинг может помогать человеку самоутвердиться, но может и преследовать практические цели. Есть тролли, работающие за деньги. Им дают сигнал, что такого-то человека нужно ругать, что и происходит. Если им дают противоположный сигнал – они могут мастерски переключиться на восхваление этого персонажа. В изучении таких технологий мнения ученых разделились. Одни говорят, что нет ничего нового, что троллинг, пусть и в другой форме, существовал всегда. Другие ученые считают, что новые технологии дают новые возможности. Недавно, например, произошел скандал, связанный со сбором данных о профилях пользователей Фейсбука (принадлежит компании Meta, признанной в России экстремистской организацией). Алекс Коган продал информацию из множества профилей. Похожие практики возможны в выборных технологиях, когда представителями электората пытаются манипулировать.

Эволюционная осложнистика

— Создание трудностей — чисто человеческий феномен или он есть и у животных?

— Это общеэволюционный механизм. Животные могут создавать конструктивные трудности. Так, взрослые животные могут приносить детенышам еще живую жертву, с тем, чтобы они потренировались с более-менее активным противником.

У животных встречаются и исследовательские трудности. Так, агрессор может предпринимать пробные атаки. Он обозначает, что будет делать, и изучает реакцию потенциальной жертвы. Такие атаки совершают акулы, другие хищные рыбы, пауки, некоторые птицы и млекопитающие. Пробное нападение можно легко остановить в случае опасности для агрессора.

На начальном этапе эволюции живые существа едва ли создавали друг другу намеренные трудности: для этого нужна более высокая организация. Но постепенно живые организмы пришли к чрезвычайно важному изобретению: можно создавать специфические трудности для других особей своего или чужого вида. Так, некоторые растения вырабатывают вещества, подавляющие рост их соседей, и вещества, отпугивающие паразитов.

Животные могут создавать и психологические трудности для конкурента. Самцы австралийских птиц – шалашников строят беседки из веточек и травы и украшают их яркими предметами, поскольку это площадки для будущего ухаживания. Самка оценивает красоту строения и решает, придет ли она туда для брачных игр. Так вот, в конкурентной борьбе самцы разрушают шалаши соперников. Важно, что шалаш – прежде всего место для брачных игр, а не гнездо для выведения птенцов, поэтому разрушение шалаша с его тщательным декором выполняет прежде всего деструктивную психологическую функцию – лишить соперника одного из средств его привлекательности.

— В чем человек как «осложнист» превзошел животных?

— Человек очень развил диагностирующие трудности, направленные на помощь. Людям приходится часто работать с ситуацией новизны и неопределенности. Для космонавтов, летчиков конструируются разные среды, придумываются разнообразные упражнения. Хотя инструктор, по сути, готовит их к тому, что сам себе до конца не представляет. Он доподлинно не знает, что ждет космонавтов на Марсе, – но должен подготовить их так, чтобы они там справились.

IQ
Автор текста:Соболевская Ольга Вадимовна,18 апреля, 2018 г.