Окружение влияет на решение женщины стать матерью
Общение с друзьями и коллегами, у которых уже есть дети, создает определенный образ материнства. Положительный пример сестер, братьев и друзей может оказаться «социально заразительным». Впрочем, влияние окружения на рождение первого ребенка длится недолго — около трех лет, и воздействует только на молодых людей. В своей краткосрочности этот эффект похож на результат государственной поддержки материнства: после введения новых пособий, рождаемость резко повышается, однако далее, в долгосрочном периоде, наблюдается её резкое снижение.
В случае, если женщины вступают в повторные отношения после развода, чаще всего второй или третий ребёнок рождается вне матримониальных отношений. Исследователи Института демографии ВШЭ выяснили, что 80% детей родились у пар, состоящих в гражданском браке и лишь 20% у тех, кто находился в новом официально зарегистрированном союзе.
Традиционно в Российской Федерации уровень рождаемости в деревнях выше, чем в крупных городах. В селах сегодня она превысила показатели 1950-х и 1970-х годов. Этот факт учёные связывают с тем, что репродуктивная жизнь в городе идёт по западным канонам, когда женщины сосредоточены на развитии своей карьеры. В сельской местности все еще функционируют старые процессы замены поколений, в которых высокая детская смертность обуславливала высокую рождаемость.
Приезжие женщины демонстрируют более высокие показатели рождаемости, чем коренные москвички. Переезд приводит к повышению уровня жизни, что, в свою очередь, косвенно влияет и на рождаемость, а основной поток мигрантов приходится на Европейскую часть страны.
Хотя спрос на вспомогательные репродуктивные технологии (ВРТ) высок, многие считают их «противоестественными». Помимо претензий к нарушению «таинства материнства», существует «эволюционистская» критика передачи слабых генов в результате экстракорпорального оплодотворения (ЭКО), а самым стигматизированным случаем ВРТ все еще остается суррогатное материнство.
В подписке — дайджест статей и видеолекций, анонсы мероприятий, данные исследований. Обещаем, что будем бережно относиться к вашему времени и присылать материалы раз в месяц.
Спасибо за подписку!
Что-то пошло не так!