Исследователи Центра социологии высшего образования Института образования НИУ ВШЭ провели эксперимент по оценке эффективности массовых открытых онлайн-курсов (МООК) в трех российских университетах. По данным исследования, образовательные результаты студентов не зависят от формата обучения.
За последние пять лет МООК прошли сложный путь от хайпа до кризиса: если в 2012 году массовые открытые онлайн-курсы называли явлением года, то в 2017 один из руководителей платформы Udacity заявил об их смерти. Сегодня разработчики массовых онлайн-курсов и различные платформы, которые их продвигают, находятся в поиске новых бизнес-моделей и стратегий развития. Одно из возможных направлений — внедрение МООК в пространство традиционного обучения.
Вопрос о перспективах использования массовых онлайн-курсов в традиционных образовательных программах — один из самых дискуссионных. Могут ли они стать альтернативой для обычных курсов? У сторонников и противников этой идеи есть свои аргументы. «Технофилы» говорят о доступном всем качественном контенте от лучших преподавателей ведущих вузов, о возможности для студентов выстраивать индивидуальные образовательные траектории и о снижении аудиторной нагрузки на преподавателей. С противоположной стороны звучат аргументы о том, что студенты, обучающиеся онлайн, не могут столь же эффективно освоить материал, о сложностях синхронизации расписаний МООК с учебными планами. Также проблемой являются неурегулированные процедурные вопросы зачета дисциплин.
Исследования эффективности МООК, которые проводились в мире на протяжении последних трех-четырех лет, говорят о том, что, в целом, использование массовых онлайн-курсов как дополнительного инструмента в обучении положительно сказывается на образовательных результатах. Однако при этом студенты демонстрируют низкий уровень заинтересованности и удовлетворенности МООК. Одно из проблемных мест предыдущих исследований массовых онлайн-курсов — невозможность установить причинно-следственную связь между форматом обучения (полностью онлайн, смешанным или традиционным) и результатами студентов. Для установления такой связи необходимо использование экспериментальной или квази-экспериментальной методологии. Несколько исследований использовали такую методологию для анализа эффективности онлайн-форматов, но не для анализа МООК, а для изучения онлайн-компонентов традиционных курсов.
В 2017 году Уральским федеральным университетом и Высшей школой экономики по заказу Министерства образования и науки был реализован проект «Исследование новых форм организации образовательного процесса с использованием открытых онлайн-курсов». В рамках этого проекта группа исследователей Центра социологии высшего образования Института образования Вышки провела первое экспериментальное исследование, посвященное изучению эффективности МООК как альтернативы традиционному курсу.
В ходе эксперимента студенты-второкурсники, обучающиеся по направлениям подготовки «машиностроение» и «строительство» в трех региональных вузах, изучали два обязательных курса в разных форматах. Перед началом обучения их случайным образом определили в одну из трех групп. Первая группа (101 студент) проходила обучение в традиционном формате, вторая смотрела лекции онлайн и приходила на очные семинары (смешанный формат — 100 студентов), а третья (124 студента) — осваивала весь курс онлайн, общаясь с преподавателями на форуме.
Все участники эксперимента проходили пре-тест перед началом занятий, а также несколько психологических тестов, в частности, на определение уровня прокрастинации, учебной мотивации и саморегуляции. Состав групп значимо не отличался по результатам этих тестов, а также по полу, возрасту, баллам ЕГЭ и предыдущему опыту прохождения онлайн-курсов. После прохождения курса студенты всех трех групп сдавали один и тот же экзамен, который выступал в качестве пост-теста к эксперименту.
В эксперименте приняли участие три вуза, которые входят в III квартиль по качеству приема, численностью от 10 000 до 25 000 студентов. Студенты двух вузов слушали курс «Инженерная механика», студенты третьего — «Технологию конструкционных материалов». Онлайн-курсы были разработаны преподавателями УрФУ в рамках ФГОС по выбранным направлениям подготовки. Модель исследования подразумевала, что преподаватели МООК обладают более качественным образовательным бэкграундом, больше публикуются и дольше преподают в вузе, чем преподаватели очных курсов.
Сравнение результатов обучения трех групп проводилось по трем параметрам: уровень освоения дисциплины (балл за пост-тест), уровень удовлетворенности форматом курса, уровень вовлеченности в освоение дисциплины (сколько времени было затрачено). Результаты сравнения позволяют говорить о том, что, во-первых, формат обучения (онлайн, смешанный, традиционный) не влияет на результаты студентов, а также нет различий в субъективной оценке студентами своих знаний по курсу в зависимости от формата обучения. Во-вторых, студенты, обучавшиеся в онлайн-формате, менее удовлетворены своим курсом и скорее предпочитают традиционный или смешанный формат обучения. В-третьих, исследователи отмечают, что некоторые МООК могут оказаться более сложными для прохождения только в формате онлайн, а также онлайн-курсы различаются по тому, сколько времени требуется для их освоения.
Авторы отмечают некоторые ограничения исследования, связанные со сложностью распространения результатов исследования на вузы других типов и неинженерные специальности, с невозможностью проконтролировать общение студентов друг с другом, влияние конкретного преподавателя,вуза. Но как отметил руководитель проекта, ведущий научный сотрудник Института образования НИУ ВШЭ Игорь Чириков, предложенная модель тестирования качества онлайн-курсов тиражируема и может быть использована другими вузами. В частности, экспериментальная апробация позволит понять совместимость конкретных МООК с курсами в конкретном вузе и оценить риски для образовательных результатов студентов. Исследователи готовы делиться своими методологическими наработками с заинтересованными коллегами.
В подписке — дайджест статей и видеолекций, анонсы мероприятий, данные исследований. Обещаем, что будем бережно относиться к вашему времени и присылать материалы раз в месяц.
Спасибо за подписку!
Что-то пошло не так!