22 января открывается запись на образовательный курс Why we post: антропология социальных медиа. Исследовательница Полина Колозариди рассказывает об актуальных тенденциях в изучении интернета.
Полина Колозариди,
интернет-исследователь, научный сотрудник Института образования НИУ ВШЭ, координатор клуба любителей интернета и общества
Почти все, кто пользуется социальными медиа, в какой-то момент всё про них понимают. Ведь все мы размышляем о том, как ведём себя в чате, чем делимся в социальной сети или почему правильно отвечать на электронную почту сразу (или наоборот, не менее, чем через час, чтобы не превращать её в чат). На основе собственного опыта легко сделать вывод о том, что вообще социальные медиа устроены как-то одинаково.
Но даже разговоры внутри семьи или с друзьями позволяют понять, что это не так. И уж тем более, если мы начинаем интересоваться тем, что происходит в других странах. Что делать с этим разнообразием? Неужели невозможно его упорядочить и разобраться, как всё устроено? Такие способы есть, но они разные, и всерьёз понять, что такое социальные медиа, можно, только сочетая несколько подходов.
Использование статистики и big data помогает понять, что содержится в текстах или действиях большого количества пользователей, и наблюдать за тем, как распространяется информация. Это полезные инструменты, которые требуют точного вопроса и уже готового понимания того, что же такое социальные медиа, что мы ищем.
Поэтому количественные методы стоит совмещать с этнографическими подходами, антропологией и качественной социологией. Без них разобраться с тем, какое место социальные медиа вообще занимают в жизни человека, будет очень сложно.Социальные медиа связаны с той культурой и социальной средой, где живёт человек, их изобретающий и использующий. Про изобретение стоит поговорить отдельно, а вот использование замечательно описано в курсе Why we post, который был переведён и локализован ВШЭ и клубом любителей интернета и общества. С 22 января курс открыт для широкого доступа на платформе Открытого образования. Записаться на курс можно до конца января.
Курс основан на исследовании антропологов, которые жили в 8 странах мира в течение 15 месяцев. Там они понимали, как используются социальные медиа, и обнаружили, какие факторы действуют на это и какими понятиями стоит вооружиться, чтобы их изучать.
Во-первых, нужно учитывать разные факторы: культуру, правила поведения людей в офлайн-среде, даже географическое положение населённого пункта, где живут пользователи. Например, оказалось, что индийские программисты, вроде бы живущие отдельно от своих родственников и работающие в современной экономике, всё же соблюдают традиции и даже имеют в виду, к какой касте относится собеседник. В этом смысле влияние культуры и норм общества действует и на людей, связанных с IT, причём оно работает не только в офлайне, но и в онлайн-группах.
Во-вторых, в разном контексте даже в одной культуре ситуация меняется. Например, когда на границе Сирии и Турции начались сложные политические события, даже не перешедшие в военные действия, люди перестали говорить в социальных сетях о политике. Они вели себя так, чтобы не потерять друзей, у которых могут быть другие взгляды или происхождение.
Наконец, не стоит доверять стереотипам. Если все матери вокруг вас, едва у них появляется ребёнок, начинают публиковать его фото в социальных сетях, это не значит, что такая практика повсеместна. Исследования показывают, что в некоторых странах (например, в Тринидаде) это наоборот не принято.
Два основных понятия, которые позволят по-новому работать с теорией, — полимедиа и масштабируемая социальность.
Полимедиа означает, что мы не предполагаем заранее, какой тип медиа используется для определённого дела. А, напротив, рассматриваем многообразие того, как медиа встраиваются в повседневность. Так, для общения с друзьями может использоваться социальная сеть, с семьёй — инстаграм (принадлежит компании Meta, признанной в России экстремистской организацией) (да-да, и так бывает!), а с коллегами — мессенджер. И может быть всё наоборот!
Масштабируемая социальность — это понятие помогает увидеть, что социальные медиа не всегда означают переход в публичное пространство, но и не оставляют вас в приватном. Они требуют настройки: какой аудитории и что вы сообщаете.
В курсе Why we post есть не только примеры из Тринидада и антропология, хотя это основная его часть. В России тоже происходит немало интересного, и в последней неделе российские исследователи добавили часть, посвящeнную российским городам и истории интернета. Форумы Владивостока, мессенджеры Поволжья, история первых сетей, инфраструктуры и технологий в Воронеже. Вы узнаете о разных интернет-средах, в которых возникала онлайн-среда. Это позволяет понять, почему и как меняются технологии и как пользователи по-разному их адаптируют под свои нужды, не только в масштабе одного человека, но и в масштабе города.
Фейсбук (принадлежит компании Meta, признанной в России экстремистской организацией) постоянно меняет алгоритмы, появляются новые мессенджеры и блокируют старые — в общем, завтра среда социальных медиа может быть совсем не такой, как сегодня. Для того, чтобы понимать, что может произойти в будущем, стоит понимать, как устроены технологии и их пользователи сегодня и что может меняться в их отношениях. Никакие прогнозы футурологов, мечты и страхи визионеров не расскажут вам о том, как в действительности жизнь подростка из Астрахани меняется, когда в ней появляются социальные сети. И как пенсионерка из Перми становится из простого потребителя — инноватором. Но все наши практики стоят исследования.
IQ
В подписке — дайджест статей и видеолекций, анонсы мероприятий, данные исследований. Обещаем, что будем бережно относиться к вашему времени и присылать материалы раз в месяц.
Спасибо за подписку!
Что-то пошло не так!