Преподаватели, работающие в государственных школах и гимназиях, нередко заканчивали одни и те же вузы, с одинаковой частотой ходят в театры и музеи и единодушно называют бюрократию и невысокую зарплату главными причинами возможного ухода из школы. При всей однородности педагогического сообщества, выпускники лицеев чаще поступают в университеты и на экзаменах показывают более высокие результаты, чем учащиеся обычных школ.
Необходимость поддерживать высокий средний балл и постоянное сравнение себя с другими приводит к тому, что самооценка учащихся профильных классов ниже, чем у школьников в обычных классах. Идеальный баланс сопоставления своих и чужих успехов, мотивирующий школьников, достигается в тех случаях, когда разрыв в оценках и знаниях не очень большой. Он не должен казаться ребенку непреодолимым.
Старшеклассники называют Толстого, Достоевского и Гончарова своими любимыми писателями, но большинство из них знакомы с «Войной и миром» и «Обломовым» по фильмам Сергея Бондарчука и Никиты Михалкова. Школьники считают классику интересной, но нельзя предугадать, вернутся ли они к главным русским авторам после окончания школы.
Школьники, чей досуг не занят кружками и секциями, учатся хуже своих одноклассников, посещающих внешкольные занятия. Необходимо не просто увеличивать количество бесплатных кружков при школах, но и стараться вовлечь в них учащихся с невысокой успеваемостью.
У ребенка из неблагополучной семьи есть шанс преуспеть, если он учится в резильентной школе (от англ. resilient — «живучий, несгибаемый»). Это самые обычные школы, вопреки недостаточному финансированию и отсутствию отбора учеников они стабильно показывают высокие образовательные результаты. А значит, создают возможности социального лифта для детей, которые растут в очень разных условиях.
В подписке — дайджест статей и видеолекций, анонсы мероприятий, данные исследований. Обещаем, что будем бережно относиться к вашему времени и присылать материалы раз в месяц.
Спасибо за подписку!
Что-то пошло не так!