Исследователи НИУ ВШЭ изучили, как открытое год назад МЦК повлияло на горожан. Выяснилось, что многие используют маршрут для экскурсий, работы и развлечений. МЦК показывают иностранцам и детям, фотографируют из окна открывшиеся виды, пользуются вагонами как мобильным офисом. Впрочем, пока, судя по опросам, новый маршрут небезупречен. Исследование опирается на опрос 592 москвичей и анкетирование в интернете (228 респондентов).
Разгрузка переполненного метрополитена, интеграция железной дороги с метро и повышение доступности многих районов, экономия времени в пути – все эти плюсы МЦК часто звучат, как мантра. Но если транспортная сторона вопроса и экономика новой системы вызывают горячие дискуссии, то субъективное восприятие кольца горожанами остается в тени. Между тем, запуск нового маршрута в сентябре 2016 года бурно обсуждался в социальных сетях. Москвичи делились впечатлениями от первых поездок, открывали для себя другую столицу. Эту функцию – удивить и развлечь – маршрут выполняет по-прежнему, показало исследование НИУ ВШЭ. Московское центральное кольцо, по сути, стало горизонтальным кольцом обозрения Москвы.
МЦК открыло новые виды столицы. «В поле зрения жителей теперь попадает ранее скрытая Москва, – отмечает Каринэ Никогосян. – Появились новые ракурсы на достопримечательности города: Измайловский кремль, главное здание МГУ на Воробьевых горах, ЗИЛ и пр.».
Большинство респондентов использовали новое транспортное кольцо по прямому назначению – для поездок на работу, по делам, в гости. Но были и такие ответы: «показываю иностранцам», «фотографирую», «просто так», «решили посмотреть, что это», «ради интереса/любопытства», «прокатиться, прикольно же». Эти варианты использования МЦК «появились вместе с его символической составляющей» и не зависят от сезона, отмечают исследователи. «Это своего рода фланерство в городе, восприятие его через что-то новое, в данном случае – через новую транспортную систему», – комментирует Никогосян.
«Среди респондентов мне попалась пенсионерка, которая пользовалась МЦК исключительно в рекреационных целях, то есть иногда она садилась в «Ласточку» и просто ехала по кругу. Вообще мне зачастую отвечали, что отдают предпочтение МЦК не потому, что быстрее, а потому, что интереснее ехать, так как это железная дорога», – рассказывает участник исследовательского проекта, бакалавр психологии (НИУ ВШЭ) Глеб Ябчанка.
Для кого-то МЦК – просто синоним комфортной езды. «В часы пик, если не спешу, предпочту использовать МЦК и с комфортом проехать путь, хоть на 10 минут и дольше», – говорит респондентка (25 лет).
В МЦК назначают свидания, встречаются влюбленные. Необычная обстановка, красивые пейзажи за окном, сиденья, позволяющие отгородиться от других пассажиров. Тем не менее, респонденты говорили об МЦК прежде всего как о семейном маршруте.
Опрошенные отмечали, что новые вагоны нравятся детям, рассказывает участница проекта, студентка бакалавриата культурологии Вера Середникова: «Большие окна, интересные виды, удобные кресла – все это привлекает маленьких пассажиров». В выходные дни «мы отмечали большое количество семей с детьми, которые катались по МЦК», добавляет она.
Московское центральное кольцо – бюджетный коворкинг с хорошей инфраструктурой. «Ласточки» используются как мобильные офисы. «Стильные, чистые вагоны, мягкие кресла, откидные столики, розетки и wi-fi – что еще нужно для работы?» – замечает Каринэ Никогосян. Причем, в отличие от других видов транспорта, здесь работается спокойнее. «Пассажиропоток в час-пик на станциях МЦК сопоставим с низко загруженными станциями метрополитена, – поясняет исследователь. – В другое время это весьма свободное пространство».
72% опрошенных из тех, кто хотя бы раз использовал новую систему, отметили, что их транспортные предпочтения изменились после запуска МЦК. Респонденты подтверждали те плюсы, которые заложены в концепцию новой системы. Среди их ответов есть, например, такие: «Появилось больше вариантов маршрута», «Иногда удобнее пользоваться МЦК, потому что меньше поездок через центр, меньше людей, лучше мобильная связь, можно беседовать в дороге».
Половина респондентов (49%) использует МЦК в связке с одной пересадкой на метрополитен. Чуть больше четверти опрошенных (27%) ездят только на МЦК. 8% делают двойную пересадку метро – МЦК – метро.
Те, чьи транспортные вкусы после запуска МЦК не изменились, приводят такие аргументы:
новое кольцо не связывает их места интереса (работу, дом, отдых),
отсутствуют пересадки на их ветку метрополитена,
переходы длинные,
ездить некуда,
невыгодная альтернатива по сравнению с метро: одинаковое или более длительное время поездки.
Новый маршрут также критикуют из-за больших интервалов движения поездов, открытых платформ (зимой пассажиры мерзнут в ожидании), проблем с навигацией (мало указателей). Однако главное неудобство, по мнению Веры Середниковой, – «то, что некоторые станции (например, Нижегородская) на момент опроса не были пригодны для использования маломобильными пассажирами: отсутствовали лифты и даже пандусы».
Респонденты, пользовавшиеся новым маршрутом, но в итоге отказавшиеся от него, сетовали, что ««Ласточку» долго ждать, на метро быстрее», «Западный округ крайне ограниченно затронут МЦК», «Кольцо не связывает нужные мне части города» и пр. IQ
В проекте приняли участие бакалавры ряда образовательных программ НИУ ВШЭ: психологии – Елизавета Барсукова, Юрий Шустров, бакалавры государственного и муниципального управления – Григорий Танасов, фундаментальной и компьютерной лингвистики – Евгений Лапин и Дмитрий Татаринов, студенты-магистры Высшей школы урбанистики им. А.А.Высоковского Мария Головенкина, Ольга Леонова, Ксения Лебедева и Ольга Ивлиева.
В подписке — дайджест статей и видеолекций, анонсы мероприятий, данные исследований. Обещаем, что будем бережно относиться к вашему времени и присылать материалы раз в месяц.
Спасибо за подписку!
Что-то пошло не так!