Журналист Борис Грозовский специально для IQ составил список наиболее значимых исследований о России за 2015-2017 гг. Первая часть была посвящена политологии, вторая – социологии. В новом выпуске мы рассказываем о главных экономических работах.
Владимир Соколов (НИУ ВШЭ), Лаура Соланко (BOFIT)
Political influence, firm performance and survival
Связи фирм с политиками могут повышать их прибыльность, а могут, наоборот, подрывать эффективность (из-за решения фирмами политических задач и назначения на руководящие посты политических выдвиженцев). Но каково влияние таких связей на результаты деятельности компаний и их выживание в долгосрочной перспективе? Авторы исследовали результаты средних региональных российских компаний за 2004-2010 гг., имеющих политические связи на региональном уровне. Фирмы со связями оказались значительно более прибыльны. Но в регионах с наивысшим уровнем экономической свободы эта связь не обнаружилась. Однако более высокая прибыль не трансформировалась в ускоренный рост таких фирм, а наоборот. Получается, фирмы со связями избегают вкладывать свою повышенную прибыль в развитие, вместо этого выводя ее в интересах акционеров. Вторая часть анализа показывает, что до кризиса, в 2003-2008 годах, компании со связями показывали замедленный рост продаж. Зато они намного лучше пережили кризис 2009-2010 гг., что, по-видимому, связано с помощью со стороны региональных властей.
Дмитрий Травин (Европейский университет СПб, Центр исследований модернизации)
Гайдаровская реформа четверть века спустя: что пошло не так?
Пропагандировать капитализм в СССР категорически запрещалось, поэтому даже в годы хрущевской оттепели официальных сторонников этой социально-экономической системы в стране не имелось. Серьезные книги о рыночной экономике на русский практически не переводились. Но к началу 1980-х некоторое количество советских граждан были готовы воспринять капитализм. Альтернативный подход объединял адептов национал-патриотических и имперских идей. Начатые Горбачевым «социалистические» реформы не предполагали перехода к рынку, их архитекторы опасались введения «договорных» цен. В результате повышение самостоятельности предприятий не могло устранить дефицит товаров. В то же время предоставленная предприятиям самостоятельность способствовала появлению особых интересов у их директоров и дала старт номенклатурной приватизации. Государство прибегало ко все большей денежной эмиссии, налоги для предприятий были «плавающими» (разные ставки).
Полученное Гайдаром наследство было очень проблемным: макроэкономическая разбалансированность, номенклатурная приватизация, лоббистская активность директоров. Гайдар осуществил либерализацию цен и внешнеэкономических связей, массовую приватизацию и переход к современной системе налогообложения. Преобразования были скорректированы под давлением различных групп интересов. Результаты по всем направлениям реформ были далеки от идеала. Постоянная «раздача денег» привела к хроническому дефициту бюджета. Денежная эмиссия разогнала инфляцию. Государство стремилось удовлетворить интересы групп, которым не могло отказать, а затем прибегало к инфляционному налогу, который обесценивал выданные им кредиты и субсидии.
Проблемы реформ обуславливались не планом и не особенностью их проведения, а возникшим к их началу сочетанием интересов и групп влияния, а также историческим путем России (мобилизационный путь развития СССР, милитаризация его экономики, исключение из нее элементов рынка с концом НЭПа). Российское общество в этот период было деморализовано и плохо понимало задачи своей деятельности. В отличие от стран ЦВЕ, у России не было Европы как культурного и экономического образца. В результате реформы не были легитимны в глазах простых людей и принесли им трудности, которые делегитимизировали сами реформы; номенклатурное образование крупных капиталов делегитимизовало частную собственность, и к началу 2000-х гг. у нее не осталось защитников; у общества не было иммунитета к «захвату государства» и последующей ревизии реформ.
Петр Казначеев (РАНХиГС)
Curse or Blessing? How Institutions Determine Success in Resource-Rich Economies
Среди богатых ресурсами стран есть процветающие и бедные, стагнирующие и быстро развивающиеся. Окажется нефть проклятьем или благом, определяют экономические свободы, качество институтов и госуправления. Главная неудачница – Венесуэла. Госрегулирование в богатых ресурсами странах еще более важно, чем в странах, не обладающих ими. На примере Австралии, Канады, Чили и Норвегии автор показывает, как госрегулирование может способствовать в ресурсных странах инновациям и диверсификации экономики.
Обзор историй успехов и неудач стран, богатых природными ресурсами, дает Иван Любимов (РАНХиГС) в статье Богатство природными ресурсами и экономический рост: истории успехов и неудач. Успеху способствуют качественные институты и повышение уровня образования. Провалы связаны с плохими институтами и недостатком образования. Обзор исследований, связывающих темпы роста и ресурсное богатство, Иван Любимов дает в другой статье – Влияние ресурсного богатства на экономический рост: обзор зарубежного опыта и оценки для России. Эконометрическое исследование автора показывает, что влияние ресурсного богатства на экономику – положительное или отрицательное – определяется качеством институтов и образованием.
Дэвид Жаконы (George Washington University, International Center for the Study of Institutions and Development)
Businesspeople in Elected Office: Identifying Private Benefits from Firm-Level Returns
Многие бизнесмены избираются в региональные парламенты. Выигрывают ли от этого их фирмы? В странах со слабыми институтами – да. Автор проанализировал это на примере 2754 российских фирм, имевших «представителей» в органах власти в 2004-2012 гг. К последнему году пребывания представителей фирм во власти их выручка вырастала на 60%, а прибыль – на 15%. Механизм: облегчается получение госконтрактов (вероятность этого растет на 46%). Если в региональном парламенте присутствует несколько бизнесменов из данной отрасли, выигрыш снижается.
Вероника Симонова, Владимир Давыдов (Европейский университет СПб)
Non-compliance with Fishery Regulations in Sakhalin Island: Contested Discourses of Illegal Fishery
Нелегальный вылов рыбы – очень распространенное на Сахалине занятие. Даже сотрудники администраций в неформальных интервью признаются, что прежде занимались этим. Рыбная ловля глубоко вплетена в культурные нормы и практики региона. Наличие рыбы – вопрос выживания для множества жителей: они не могут не быть браконьерами. На острове высока неформальная безработица. Оборудование для рыбной ловли держится в домах и гаражах. Избыточная для домохозяйства рыба продается на черном рынке. Чуть ли не все мужчины исследованных авторами районов Сахалина занимаются рыбным промыслом. В рыбный сезон они зарабатывают на своем улове по 5 тысяч руб. в день (редко больше 100 тысяч руб. за сезон). Зарабатывать больше не позволяют конкуренты и скупщики сырья – слишком большой вылов может опустить цены. Минимальные цены регулируются, чтобы не допустить демпинга. Нарушение правил ценообразования чревато расправой над нарушителем.
Дмитрий Скугаревский, Кирилл Титаев, Владимир Кудрявцев (все – Европейский университет СПб, Институт проблем правоприменения)
Влияние плановых проверок на деятельность организаций
Авторы исследовали влияние проверок на работу 100 тысяч организаций в течение 3 лет. Существует устойчивая взаимосвязь между фактом проведения проверки и уменьшением прибыльности предприятия (на 0.4 п.п., или 6%). Этот эффект особенно велик для средних и мелких предприятий (для малых – почти вдвое больше средней величины, для крупных – втрое ниже). На проверки тратится порядка 1% всего рабочего времени в стране. Значительная часть проверок направлена на предприятия, находящиеся в муниципальной, региональной и федеральной собственности. Лидеры по отрицательному влиянию – Роспотребнадзор и Россельхознадзор.
Торбьорн Беккер (Stockholm School of Economics, Stockholm Institute of Transition Economics)
Russia’s Oil Dependence and the EU
Корреляция доходов россиян (особенно если выразить их в долларах) с ценой нефти очень высока. Изменение цены нефти объясняет от 1/2 до 2/3 изменения доходов. Если Россия всерьез хочет диверсифицировать экономику, ей надо ориентироваться на ЕС, чья доля в 2013 г. составляла 54% российского экспорта и 43% импорта. Автор построил прогноз изменения доходов россиян до 2021 г. в зависимости от цены нефти. Перспективы дальнейшего роста связаны с освоением ненефтяного богатства, что требует реформы институтов и госуправления.
Виктор Ляшок (РАНХиГС), Владимир Назаров (НИФИ), Максим Орешкин (Минэкономразвития)
Факторы роста пенсий в современной России
За 2002-2014 гг. реальные пенсии в России выросли втрое (номинальные – в 11 раз). В соотношении к прожиточному минимуму пенсионера пенсии выросли со 100% до 175,5%. Коэффициент замещения в последние годы составляет 34-36%, а скорректированный коэффициент замещения (из зарплаты вычитается НДФЛ; берется не средняя, а медианная зарплата по данным RLMS-HSE) – 45-47%. Положительно на рост пенсий влияли в этот период рост ВВП (и особенно зарплаты как компоненты ВВП), поступлений из федерального бюджета на выплату пенсий, рост числа людей в работоспособном возрасте. Негативное влияние оказывали изменение эффективной ставки взносов и рост неформальной занятости. Заложив те же параметры в пенсионную модель до 2030 г., авторы выяснили, что реальный размер пенсий понизится на 16%, а коэффициент замещения упадет с 35% до 22%. Наибольший вклад в снижение пенсий окажет ухудшение демографической ситуации.
Татьяна Нефедова (Институт географии РАН)
Кто прокормит российское население
За последние годы географическая структура российского сельского хозяйства сильно изменилась: сократились посевные площади в Нечерноземье, эти же районы сильно пострадали от потери человеческого капитала. Сельское хозяйство стало сильнее концентрироваться на юге европейской части страны (плюс Татарстан и Башкортостан). Производительность труда остается низкой: при сопоставимой площади пашни и плотности занятых на 1 га пашни, в ЕС производится в 4 раза больше овощей, в 6 раз больше мяса и в 5 раз – молока. Сдвиг сельского хозяйства на юг – нормальный рыночный процесс. Туда стремятся и финансы, и человеческий капитал.
Но образование крупных агрохолдингов в России отличается от того, как этот процесс развивался в западных странах. Их возникновение стало результатом не постепенной кооперации фермеров «снизу», а активности крупных предприятий пищепрома (например, мясокомбинатов, ставших скупать сырьевое производство). Агрохолдинги за счет распространения новых технологий способствуют повышению производительности труда в сельском хозяйстве. Но сверхконцентрация создает зависимость целых районов от 1-2 предприятий, облегчает бюрократический контроль за сектором, позволяет диктовать отдельным фермерам ценовые условия. Развитие фермерства блокируется.
Бент Фливбьорг, Алисон Стюарт, Александр Будзиер (все – Said Business School, University of Oxford)
The Oxford Olympics Study 2016: Cost and Cost Overrun at the Games
Средняя стоимость летних олимпийских игр (в ценах 2015 г.) – $5,2 млрд, зимних – $3,1 млрд. Но средняя стоимость игр, проведенных за последнее десятилетие – $8,9 млрд. Самые дорогие летние игры в истории – лондонские (2012) – $15 млрд, а зимние – сочинские ($21,9 млрд).
Сочинский рекорд для зимних игр вряд ли будет быстро превзойден: вторые по дороговизне зимние игры (Торино, 2006) стоили $4,4 млрд. Среднее превышение реальных расходов на олимпиаду по сравнению с проектом – 156% (в реальном выражении). В Сочи этот показатель составил 289% (но это не рекорд). Дешевизна бразильских игр 2016 г. начинает возвращать стоимость олимпийских игр к тренду после того, как его «взорвали» игры в Лондоне и Сочи.
Маргарита Гвоздева, Мария Казакова, Иван Любимов, Кристина Нестерова (Лаборатория экономического роста РАНХиГС)
Экономическая сложность и возможность экспортной диверсификации российских регионов
Диверсификация увеличивает экспортный потенциал лучше, чем специализация (последняя начинает способствовать экспорту лишь на высоких уровнях развития, при уровне подушевого ВВП свыше $25 тыс). Диверсификация уменьшает издержки на начало выпуска нового экспортного товара (поскольку уже есть похожие производства). Авторы оценили экспортный потенциал и экономическую сложность российских регионов наряду с аналогичными показателями 148 стран. Это позволило выявить регионы с высоким и низким уровнем экспортных возможностей и оценить их дальнейшие перспективы развития (потенциал усложнения экспортных корзин).
Регионы с более явной ориентацией на экспорт (величина подушевого экспорта) и на встраивание в международные цепочки (величина подушевых прямых иностранных инвестиций) являются одновременно наиболее развитыми регионами России, показывают в статье Export Competitiveness and FDI Performance Across the Regions of the Russian Federation Карлыгаш Дайрабаева (George Washington University), Майкл Феррантино, Альберто Португал-Перез (оба – Всемирный банк) и Габриэла Шмидт (Kiel Institute for the World Economy). Лидирующие регионы специализируются в сырьевом экспорте. Связи отстающих регионов с мировой экономикой наиболее незначительны.
Не используют российские регионы и возможности для участия в мировой торговле услугами, которые создает глобализация. Это показано в работе Себастьяна Саеца (Всемирный банк) и Эрика ван дер Мареля (European Centre for International Political Economy) Russian Federation: How Services Contribute to Competitiveness. Экспорт услуг из России значительно ниже, чем можно было бы ожидать для страны с ее уровнем развития, но быстро растет.
Елена Вакуленко (НИУ ВШЭ), Евсей Гурвич (ЭЭГ, НИФИ)
Гибкость реальной заработной платы в России: сравнительный анализ
Российский рынок труда адаптируется к негативным шокам за счет заработной платы, а не безработицы. Для этого она должна отличаться высокой гибкостью. Авторы рассчитали, что увеличение безработицы на 1 п.п. ведет к сокращению темпов роста зарплаты на 3.3%. В большинстве европейских стран гибкость зарплаты значительно ниже. Гибкость зарплаты позволяет рынку труда быстрее адаптироваться к негативным шокам. Высокая эластичность зарплаты обуславливается относительно высокой инфляцией (коррекция в реальных зарплатах может быть проведена без сокращения номинальной зарплаты) и тем, что установление зарплаты находится в полной власти работодателя.
Юлия Дормидонтова, Виктор Ляшок, Владимир Назаров (Институт социального прогнозирования РАНХиГС). Влияние измененений в пенсионной формуле на принятие решения о выходе на пенсию
За 1990-2013 гг. доля людей старше трудоспособного возраста выросла с 19% до 23%. Число пенсионеров (37,5 млн) приближается к числу наемных работников (46,3 млн), платящих пенсионные взносы. Через полтора десятилетия эти цифры могут сравняться. Введение механизма валоризации дестабилизировало пенсионную систему. Правительство оказалось не способно выполнить взятые на себя обязательства и повысило ставки взносов. Очевидным решением было повышение пенсионного возраста, но чиновники остановились на изменении пенсионной формулы с 2015 г. Одна из задач новой формулы – стимулирование более позднего выхода на пенсию. Будет ли она достигнута? До сих пор российская пенсионная система, в отличие от советской, не создавала пенсионерам ограничений для работы после выхода на пенсию, и за 2000-2012 гг. доля работающих пенсионеров (в отношении ко всем пенсионерам) выросла с 15,9% до 33,7%. Особенно резко выросла доля работающих женщин в возрасте 55-59. Увеличение размеров пенсий в последние годы эту тенденцию не остановило. Авторы показывают, что при новой формуле мужчинам выгоднее сразу начать получать пенсию, не откладывая, а вот женщинам целесообразно задерживать выход на пенсию на 10 лет. Эта разница вызвана уровнем дожития.
Ирина Давыдова, Джереми Франкс (Newcastle University)
The Rise and Rise of Large Farms: Why Agroholdings Dominate Russia’s Agricultural Sector
Аграрные реформы в России должны были заменить крупные и неэффективные коллективные хозяйства на небольшие семейные фермы, как в западных экономиках. Но в 2012 г. их доля в агропроизводстве составляла всего 8,9%. Концентрация производства в агросекторе очень высока: в 2006 г. 0,1% сельскохозпроизводителей контролировали 81,5% посевной площади, 48,3% поголовья крупного рогатого скота, 47,1% свиней и 62,8% птицы.
В агрохолдинги входят 21% крупных и средних сельскохозорганизаций, их доля в продукции – 26,5% (2006). Размерами агрохолдинги превосходят колхозы и совхозы, которые они сменили. Обычно развитие агрохолдингов в России объясняется: культурными детерминантами поведения, которые препятствуют индивидуализации сельхозпроизводства, поддержкой холдингов властями и «захватом земли» как движущим мотивом создания мегаферм. На примере кейс-стади двух холдингов в Нечерноземье авторы показывают, что доминирование агрохолдингов обусловлено не их технологическими или институциональными преимуществами, а скорее недостатками среды: запутанное и жесткое регулирование, сложности с доступом к кредитам и на рынки, плохая система принуждения к исполнению контрактов и слабая защита прав собственности делают возможным выживание в этой отрасли только крупного бизнеса.
Владимир Попов (РАНХиГС, РЭШ)
Is the Russian Economy Finally Tilting East?
Обращенность российской экономики на Запад нерациональна. На страны Азии приходится всего 13% российского экспорта и 25% импорта, а на Европу – 50% внешней торговли. Объем Китая с Россией и Бразилией примерно одинаков, хотя Бразилия от Китая намного дальше. На Европу приходится половина получаемых Россией инвестиций, а на Китай и Японию – всего 11%. Их доля в прямых иностранных инвестициях – вообще по 1%, а Европы – 2/3. Но в течение ближайших 10 лет, а то и быстрее, Китай в экономическом отношении будет не менее развитым, чем Россия, и не менее демократичным. Экономический потенциал азиатских стран – намного выше, чем у Европы. Соседство с Китаем – будущим глобальным лидером – гигантское преимущество и возможность для России, но мы только начинаем им пользоваться. Нет никаких оснований и далее сохранять евроцентричную модель торговли и инвестиций.
IQ
Экономический и политический обозреватель, писал для Ведомостей, Forbes, Republic и других изданий, постоянный автор IQ
В подписке — дайджест статей и видеолекций, анонсы мероприятий, данные исследований. Обещаем, что будем бережно относиться к вашему времени и присылать материалы раз в месяц.
Спасибо за подписку!
Что-то пошло не так!