По закону граждане имеют право выбирать организации для получения социальных услуг. Но когда возникают вопросы, куда обратиться за медпомощью, в какой детский сад или школу отдать ребенка, оказывается, что сравнить соцучреждения и остановиться на лучшем не так-то просто – не хватает объективной информации. В комплексном исследовании* ученые НИУ ВШЭ изучили запросы населения и выяснили, как сформировать систему независимой оценки качества соцуслуг в России.
Исследователи выяснили, что влияет на удовлетворенность потребителей социальными услугами и на основе чего россияне отдают предпочтение поставщикам таких услуг.
При оценке и того, и другого наиболее значимы практически одни и те же факторы. Например, в случае с детскими садами это в первую очередь близость к дому, доброжелательность, отзывчивость, профессиональный уровень и опыт воспитателей.
(топ-10 критериев, % опрошенных)
Источник: Всероссийский репрезентативный опрос населения, НИУ ВШЭ совместно с ВЦИОМ, октябрь 2016 г.
В числе существенного (17%) также стоимость пребывания в детском саду. Меньше всего родителей волнуют: качество организации праздников (5%), наличие логопеда (9%), результаты проверки дошкольного учреждения контролирующими органами (10%).
Бесспорные приоритеты в отношении медицинских организаций – квалификация и неравнодушие персонала.
Источник: Всероссийский репрезентативный опрос населения, НИУ ВШЭ совместно с ВЦИОМ, октябрь 2016
Близки к топ-10 возможность записаться на прием на ближайший день (15%) и ожидание от врачей подробных рекомендаций (15%). Нижние строчки рейтинга заняли: состояние и удобство помещений (10%), результаты проверки поликлиники контролирующими органами (7%).
Важнейшими характеристиками и при оценке качества услуг и при выборе общеобразовательных школ являются уровень квалификации преподавателей и местоположение учебного заведения (близость к дому).
(топ-10 критериев, % опрошенных)
Источник: Всероссийский репрезентативный опрос населения, НИУ ВШЭ совместно с ВЦИОМ, октябрь 2016
Менее всего при выборе школы россияне учитывают: стоимость дополнительных занятий и других услуг (9%), состояние площадок для спортивных занятий и прогулок (9%), достижения школы (победы учащихся на олимпиадах) – 6%.
Оценки и выбор зависят от разных обстоятельств, в том числе от места жительства и социального положения человека.
Так, жители крупных городов (население более 100 тысяч) чаще, чем жители малых населенных пунктов, от детских садов требуют качественных праздников (утренников), питания, оборудования для игр, состояния здания. И наоборот, важное для «малых» не делает погоды для «больших»: воспитательная работа, отношение персонала к детям, уровень развития детей в группе, разнообразие занятий.
При выборе поликлиники для работающих москвичей и петербуржцев главное – возможность записаться на прием в ближайший день. А наличие в поликлинике высокотехнологичного оборудования для них практически не имеет значения, в отличие от работающих в сельской местности.
У пенсионеров, студентов, безработных, работающих и домохозяек не одинаковые запросы в отборе школ для своих детей. Результаты ЕГЭ в авангарде только у студентов. Близость к дому актуальнее для домохозяек и пенсионеров. Безработные больше остальных озабочены наличием у школы связей с вузами. Они же меньше, чем другие, считают значимым уровень квалификации преподавателей.
«Таким образом, для разных групп потребителей можно выделить разные наборы приоритетных критериев при выборе социальной организации. Следовательно, они будут нуждаться в различной информации о качестве услуг», – делают вывод исследователи.
В итоге: чем больше информации, тем объективнее ожидания, а значит, выше удовлетворенность от встреч с соцсферой на практике.
Именно с учетом этого, а также мирового опыта, нужно формировать механизмы независимой оценки социальных услуг в России, считают ученые.
Анализ зарубежной ситуации, проведенный в рамках исследования, доказал, что интересы потребителей в РФ и за ее границами сопоставимы, а самыми эффективными методами оценки в развитых странах сегодня являются государственные и частные рейтинги на основе открытых данных, то есть отчетности соцучреждений по десяткам и сотням показателей, актуальных для граждан.
IQ
* Исследование «Независимая оценка получателями качества социальных услуг» включало в себя несколько этапов:
- анализ микроданных выборочного исследования Росстата качества услуг в организациях социальной сферы (2013, 2015 гг.);
- анализ мнений пользователей о качестве услуг организаций здравоохранения, образования, культуры, социального обслуживания (244 отзыва, размещенные на интернет-форумах, в блогах, соцсетях в 2014–2016 гг.);
- общероссийский опрос «Определение важности различных критериев для населения при оценке качества услуг бюджетных учреждений» (НИУ ВШЭ совместно с ВЦИОМ, октябрь 2016 г., объем выборки – 1600 человек старше 18 лет).
См. также:
Какие социальные услуги появились для семей с детьми
Чего не хватает государственной педиатрии
Частным клиникам нужно подтянуть сервис
В подписке — дайджест статей и видеолекций, анонсы мероприятий, данные исследований. Обещаем, что будем бережно относиться к вашему времени и присылать материалы раз в месяц.
Спасибо за подписку!
Что-то пошло не так!