Согласно результатам международного исследования, опубликованного в New England Journal of Medicine, с 1980 года число людей, страдающих от лишней массы тела, удвоилось в более чем 70 странах мира. В общей сложности 107,7 млн детей и 603,7 млн взрослых имеют ожирение. Россия занимает одно из лидирующих мест в списке по уровню смертности от заболеваний, связанных с высоким индексом массы тела (ИМТ). Результаты анализа основаны на данных базы Global Burden of Disease.
Один из участников исследования от России, профессор кафедры управления и экономики здравоохранения факультета социальных наук НИУ ВШЭ Василий Власов рассказал IQ.hse.ru о том, насколько остро в России стоит проблема ожирения и каковы особенности участия в международных научных проектах такого рода.
Василий Власов,
профессор кафедры управления и экономики здравоохранения факультета социальных наук НИУ ВШЭ
– Насколько велик масштаб распространения ожирения в России?
– В России количество людей с ожирением примерно такое же, как в любой стране со средним или высоким уровнем экономического развития. В этом смысле мы не являемся чемпионами. Среди мужчин в России примерно те же масштабы ожирения, что в Канаде. Среди женщин ситуация несколько хуже, но не хуже, чем в среднем во многих развитых странах.
Распространенность ожирения
В 2015 году распространенность ожирения была 5% среди детей и 12% среди взрослых. Среди взрослых ожирением чаще страдают женщины, чем мужчины во всех возрастах. Пика распространенности среди женщин ожирение достигает в возрасте 60-64 лет, среди мужчин – в возрасте 50-54 лет.
Из статьи в New England Journal of Medicine
Если мы посмотрим на карту, то увидим, что ожирения нет там, где люди еще умирают от голода. Африка, например. Китайцы еще пока худые. Но в последнее время и они начинают активно набирать вес. Причина, по которой люди с улучшением экономического состояния становятся полнее, очевидна. Чем выше уровень жизни, тем больше люди потребляют пищи – не всегда полезной и нередко в больших количествах, чем необходимо организму. Могут быть еще культурные и генетические причины, которые способны приводить к ожирению. Пример тому – страны Персидского залива, где проблема ожирения стоит достаточно остро.
Россия в верхних списках стран с неприятностями в этом исследовании, потому что у нас высокая смертность от сердечно-сосудистых заболеваний. А эти заболевания имеют связь с лишним весом. То есть, если резюмировать, то в России высокая сердечно-сосудистая смертность и средне-высокая степень ожирения.
– Как, на ваш взгляд, в нашей стране обстоят дела с профилактикой ожирения?
– Очевидно, что в России борьба с ожирением должна быть частью стратегии борьбы за здоровье. В программу профилактической медицины у нас включено вычисление ИМТ и предоставление рекомендаций пациентам в связи с этим. Однако простых решений здесь нет. Это очень комплексная проблема.
Ожирение и смертность в России
В 2015 году среди 20 самых населенных стран мира наиболее высокая смертность, связанная с ожирением, была зарегистрирована в России.
Из статьи в New England Journal of Medicine
У нас никто не умирает от голода. Но большое количество людей едят дешевую пищу – лапшу «Доширак» и картофель, например. И на этом толстеют. И здесь мы похожи на многие развивающиеся страны.
Стоит сказать, что в России, к сожалению, не проводятся периодические обследования состояния здоровья населения. Мы не можем сказать, например, сколько у нас в стране больных диабетом. Посчитать их всех по поликлиническому учету невозможно. И никто никогда не проводил выборочные исследования.
– На ваш взгляд, насколько можно доверять статистике в вопросах, касающихся количества людей с теми или иными медицинскими диагнозами?
– Например, 2015-ый год в России был годом борьбы с сердечно-сосудистыми заболеваниями. В течение этого года в стране сильно снизилась смертность от этих заболеваний. Можно сколько угодно смеяться, но это сложное по своей природе явление. Речь не идет о просто подделке статистических данных. Врачами была проведена определенная работа, чтобы уменьшить количество ложных сердечно-сосудистых диагнозов.
Подобные процессы происходят во всем мире. Также изменяются критерии установления диагноза. Например, до 2006 года диагноз диабета ставили одним образом, а с 2006-го стали ставить по-другому. Если не делать поправок, то можно подумать, что количество больных диабетом в 2007-ом году увеличилось. В 2011 критерии диагностики изменили опять. Таких проблем много. Без их решения, без улучшения кодов, используемых в исследованиях, нельзя ответить на тот же вопрос об ожирении – растет на самом деле количество людей с этой проблемой или нет.
– Чем проблема ожирения привлекает внимание ученых, с точки зрения исследования и анализа?
– В первую очередь стоит сказать, что человечество в целом уделяет так много внимания индексу массы тела, потому что его очень легко измерить. Если также легко можно было бы измерить содержание разных веществ в крови человека, то возможно им уделяли бы больше внимания.
И потом, ожирение взаимосвязано со многими заболеваниями. Выработка возможных стратегий решения проблемы – также часть работы ученых.
Проблема в еде?
Проблема ожирения заключается не только в повышении уровня доходов и благополучия населения разных стран, отмечают ученые. Новые продукты питания, появляющиеся привычки в потреблении пищи — возможно, главные драйверы ожирения. Возросшая доступность высококалорийной пищи наряду с ее агрессивным продвижением на рынке объясняет причины лишнего веса во многих странах.
В течение последних десятилетий ученые предлагали ряд мер по снижению распространенности ожирения, как, например, ограничение рекламы нездоровой пищи для детей, введение повышенных ставок налогов на продажу такой пищи и стимулирование реализации здоровых продуктов питания. Однако потенциальная эффективность и реализуемость подобных мер должна рассматриваться с учетом социально-экономического развития в каждой стране.
Из статьи в New England Journal of Medicine
– Расскажите о проекте Global Burden of Disease.
– В этом году проект отмечает юбилей. На апрельской конференции в НИУ ВШЭ, кстати, была специальная большая сессия, в которой принимали участие исследователи, задействованные в проекте из разных научных центров Москвы. Началась GBD в 90-м году, когда основатель Крис Мюррей запустил небольшой проект. В 1993 году он сделал отчет для Всемирного Банка под названием «Глобальное бремя болезней», затем работал с ВОЗ. Около 10 лет назад было получено финансирование от фонда Билла и Мелинды Гейтс, и с тех пор GBD развивается, как независимый проект в США, работающий на весь мир. В его рамках исследуются все проблемы, которые относятся к здоровью и демографии, и проблемы ожирения и лишнего веса, в том числе.
Как вы вошли в международную команду исследователей?
Я был в контакте с Крисом Мюрреем с начала 90-х годов. Поэтому для меня это было вполне естественное вливание в проект. Очень важно, что руководство проекта изначально было ориентировано на то, чтобы вовлекать исследователей из разных стран. Не в каждой стране имеются точные данные, или они могут отсутствовать вообще. Все это требует от проекта наличия людей, которые эти данные не просто предоставляют, но еще и помогают их правильно понять и интерпретировать.
И стоит сказать, что это — один из самых открытых проектов в мире. Ученые могут предложить свое участие и идеи, обратившись непосредственно к руководителям GBD. Здесь на месте мы также готовы помочь с информацией и т.д.
Для всех участников открыта база данных. Если есть какие-то идеи, то на ее основе можно провести свой собственный анализ. Таких частных исследований публикуется довольно много. Но предварительно, конечно, необходимо хорошо изучить проблему, найти правильные подходы.
Каковы особенности международных исследований, в которых участвуют большие команды ученых?
Есть три основные задачи: сбор данных, анализ и обобщение, написание докладов, статей и т.д. В ряде бедных стран, а таких насчитывается свыше 30, регулярной статистики народонаселения нет. Там оценки состояния здоровья населения, рождаемости, смертности получают экспедиционным методом. Исследователи выезжают на место, выбирают определенные населенные пункты и в ходе интервью с местными жителями собирают данные, которые позволяют сделать выводы о смертности, рождаемости и т.д.
Анализ данных осуществляется с помощью специального программного обеспечения, которое доступно для участников проекта. В некоторых странах статистика, например, за 2-3 года может отсутствовать. Чтобы «закрыть» этот пробел, применяется компьютерное моделирование. Таких проблем в ходе исследования много.
Чем вы непосредственно в проекте занимаетесь?
Я занимаюсь и предоставлением, и анализом данных. Очень важная часть работы – это корректировка вычислительных моделей, потому что компьютерная машина молотит в соответствии с тем алгоритмом, который туда заложен. И результат может спотыкаться о национальные особенности. Собственно, корректировка – одна из целей участия ученых из разных стран в подобных проектах.
Когда в ближайшее время планируются новые выпуски результатов исследований Global Burden of Disease?
В августе-сентябре в журнале «Lancet» выйдет серия материалов, посвященных результатам новых исследований. Как и в прошлом году, речь будет идти о наиболее важных показателях здоровья в мире. Надеюсь, что в это же время выйдет специальная статья, посвященная российской смертности и заболеваемости.
См.также:
Как в России делают жизнь здоровой
Россиян убивают курение, алкоголь и некачественное питание
Молодые люди зациклены на стройности
Фастфуд разрушает семейные связи
Гастрономические практики формируют образ жизни
В подписке — дайджест статей и видеолекций, анонсы мероприятий, данные исследований. Обещаем, что будем бережно относиться к вашему времени и присылать материалы раз в месяц.
Спасибо за подписку!
Что-то пошло не так!