Школьникам полезно вместе с семьей осваивать в городе дальние расстояния. Если родители видят, что ребенок успешно преодолевает трудности, то со временем они спокойнее отпускают его из дома одного. Доверие и «разрешение» на самостоятельное освоение мегаполиса помогает подростку взрослеть. Если же семья чрезмерно контролирует школьника и везде сопровождает, ему будет сложнее ориентироваться в городе и приобретать новый опыт. Об этом идет речь в исследовании Константина Глазкова о взаимосвязи родительского доверия, перемещения детей в городе и их взросления. Результаты исследования опубликованы в журнале НИУ ВШЭ «Городские исследования и практики» в статье «Лицензия на независимую мобильность школьников».
Во многих развитых странах дети все меньше самостоятельно ездят по городу. Такие тенденции характерны, например, для Великобритании, Финляндии, Швеции, Италии, Австралии и Новой Зеландии. Так, в Великобритании степень мобильности среди младшеклассников и подростков снизилась более чем втрое — с 86% в 1970 году до 25% в 2010 году.
Такой тренд во многом объясняется качеством городской среды и той оценкой, которую ей дают родители. Например, она считается опасной или неудобной для детей: общественный транспорт плохой, на дорогах много лихих водителей, на улицах масса подозрительных людей, бегают бродячие собаки, недостаточно освещены улицы и пр.
Опасения взрослых понятны — все эти проблемы реально существуют. И все же подростка не стоит полностью изолировать от них, считают психологи. Его нужно приучать правильно вести себя в городе, осваивать городскую жизнь.
Речь о том, что родители дают ребенку определенный кредит доверия, поясняет исследователь. Если школьник успешно справляется с разными ситуациями на улице и умеет действовать по-взрослому, взрослые чаще разрешают ему самостоятельные вылазки: будь то поход на занятия, в магазин или в кино.
Такая высокая родительская оценка дает подростку «лицензию» на независимую мобильность. Многие семьи понимают ее значимость и предоставляют школьникам возможность приобрести опыт хотя бы небольших самостоятельных поездок по городу.
Константин Глазков изучил родительскую политику в отношении детских перемещений по городу с помощью опроса* в пяти московских школах (одна — в центральном районе, остальные — на периферии). Опрошены 568 учеников в возрасте от восьми до семнадцати лет. Их спрашивали, где они живут (они отмечали на карте) и где, с кем и как часто бывают после уроков. Важная переменная — расстояние, на которое дети удаляются от дома. Места были разделены на самые посещаемые и удаленные.
Самые посещаемые места — обычно те, где ребята бывают чаще всего (они не обязательно в шаговой доступности). Это прежде всего организации, в которые школьники ходят на дополнительные занятия: развивающие центры, дворцы творчества, художественные студии, спортивные секции, клубы и пр. «Сюда относятся и те места, в которых ребенок попросту любит бывать: парки, детские и спортивные площадки, торговые центры, набережная», — добавляет исследователь. Дети бывают в таких местах в среднем дважды в неделю. Многие родители, по данным исследования, стараются выбрать учреждение дополнительного образования недалеко от дома — видимо, с тем расчетом, чтобы потом ребенок мог посещать занятия самостоятельно.
Удаленные места – это, в основном, общегородские достопримечательности: парки (ВДНХ, Парк Горького), популярные улицы (Арбат), крупные торговые центры (Vegas, Мега), Москва-Сити. В эту группу также включены спортивные объекты (футбольные поля, бассейны) и места проживания родственников и друзей. На дальних дистанциях ребята бывают раз в неделю и реже. Расстояния до таких мест в 2,5 раза больше, чем до самых посещаемых точек.
Исследователь выявил закономерности по ближним и дальним маршрутам.
Исследование дало интересные результаты. С одной стороны, выяснилось, что дети, которые одни бывали в самых удаленных местах, по большей части (84%) остаются одни и в самых посещаемых местах.
С другой стороны, как показало исследование, «самостоятельность обретается в совместных перемещениях с родителями». Здесь два аргумента:
Ясно, что фактор взросления ребенка влияет на дальность поездок. Подростки отваживаются ездить намного дальше, чем младшие школьники. В то же время, даже старшеклассники периодически проходят «переаттестацию» — родители проверяют их умение ориентироваться в городе, подчеркивает Константин Глазков.
Так, мать или отец может отправиться вместе с ребенком в город и заодно посмотреть, как его чадо справляется, например, с ситуациями в транспорте, при покупках, планировании маршрутов и пр. «При успешном прохождении таких проверок у ребенка накапливается позитивная история «безаварийной мобильности», — отмечает исследователь. — Она служит аргументом для того, чтобы родители разрешали более свободные режимы передвижения по городу».
Тем самым, выданная «лицензия» на независимую мобильность служит свидетельством доверия между «отцами и детьми». Ребята, которых родители контролируют разумно, в меру, в итоге оказываются более самостоятельными в выборе компании и дальности перемещений.
Слишком «подконтрольные» дети, по данным исследования, менее мобильны. Так, ребята, которых родители сопровождают в самые посещаемые места даже в 13-17 лет, с трудом расширяют географию своих перемещений. Они чаще ходят по однотипным маршрутам рядом с домом и школой.
Таким подросткам будет сложнее уверенно себя чувствовать в городе. Им будет некомфортно ездить в одиночку, например, на занятия. А в итоге ребятам сложнее «добыть» новый опыт, который помогает расти и социализироваться.
* Данные предоставлены Центром исследований современного детства НИУ ВШЭ.
АВТОР ИССЛЕДОВАНИЯ:
В подписке — дайджест статей и видеолекций, анонсы мероприятий, данные исследований. Обещаем, что будем бережно относиться к вашему времени и присылать материалы раз в месяц.
Спасибо за подписку!
Что-то пошло не так!