Ценности оказывают влияние на финансовые показатели компаний, могут быть связаны с результатами их деятельности напрямую или опосредованно, свидетельствуют результаты зарубежных* исследований. Елена Просвиркина и Николай Просвиркин изучили российский опыт. В исследовании «Корпоративные ценности и прибыль коммерческих банков: анализ взаимосвязи» они выяснили, что ориентированность на клиентов и достижение эффективности — одни из главных ценностей, заявляемых российскими банками. Следование им дает конкурентные преимущества, но не прямой рост финансовых показателей.
Самыми популярными корпоративными ценностями в банках развитых стран считаются инновации, развитие, превосходство, законность, высокое качество услуг, семья.
В России чаще выбирают другое — эффективность и результативность, зачастую нацеленные на финансовые итоги, сделали вывод исследователи, проанализировав 50 крупнейших банков, действующих на территории РФ**.
Большая их часть (86%) заявляет о ценностях публично, причем, как правило, об одних и тех же. Помимо эффективности, наиболее важными оказались клиентоориентированность (декларируют 38% банков), командный дух (35%), профессионализм (33%), социальная ответственность (33%).
Также в списке приоритетных:
Источник: расчеты авторов исследования.
В зависимости от того, как часто банк повторяет ту или иную ценность (на своем сайте, в документах, пресс-релизах, публичных выступлениях), был рассчитан индекс ценностей (CV index), который позволил оценить их влияние на финансовые результаты компаний.
Выяснилось, что не существует зависимости между индексом и активами банков (собственные средства и средства вкладчиков). Банки, лидирующие в рейтинге по объему активов (например, Сбербанк, ВТБ, Газпромбанк, ВТБ24), по значениям CV index первых мест не заняли.
Банки с наибольшим значением индекса ценностей (CV index)
Источник: расчеты авторов исследования.
Чем выше индекс ценностей, тем больше чистая прибыль банков, предположили ученые на старте исследования. Однако расчеты этого не подтвердили. Корпоративные ценности с прибылью напрямую практически не связаны. Однако они формируют корпоративную культуру и являются важным инструментом работы внутри банка, что может обеспечить его конкурентные преимущества на внешнем рынке.
IQ
АВТОРЫ ИССЛЕДОВАНИЯ:
* Donker H., Poff D., Zahir S. Corporate Values, Codes of Ethics, and Firm Performance: A Look at the Canadian Context // Journal of Business Ethics. 2008. Vol. 82. № 3. P. 527–537.
Posner B.Z., Kouzes J.M., Schmidt W.H. Shared Values Make a Difference: An Empirical Test of Corporate Culture // Human Resource Management. 1985. Vol. 24(3). P. 293–309.
Van Lee R., Fabish L., McGaw N. The Value of Corporate Values // Strategy and Business. 2005. Vol. 39. P. 1–15.
Jesper B. Sørensen. The Strength of Corporate Culture and the Reliability of Firm Performance // Administrative Science Quarterly, Vol 47, Issue 1, 2002.
Thomsen S. Corporate Values and Corporate Governance // Corporate Governance: The International Journal of Business in Society. 2004. Vol. 4. № 4. P. 29–46.
** Сбор данных основан на анализе сайтов банков, годовых отчетах, кодексов этики и корпоративного поведения, пресс-релизов и публичных выступлений руководства компаний. В выборку исследования вошли различные типы банков: российские и международные, государственные и частные, московские и региональные, работающие в различных продуктовых и клиентских нишах.
См. также:
Кто управляет российскими банками
В подписке — дайджест статей и видеолекций, анонсы мероприятий, данные исследований. Обещаем, что будем бережно относиться к вашему времени и присылать материалы раз в месяц.
Спасибо за подписку!
Что-то пошло не так!