Кризис в экономике обрушил выручку почти 40% компаний российского сектора интеллектуальных услуг. Вернуться к прежним объемам многим так и не удалось, выяснили Вероника Белоусова и Николай Чичканов.
В исследовании «Сектор интеллектуальных услуг в России: последствия кризиса 2014–2015 гг.» они изучили ситуацию в 10 отраслях:
По итогам первой половины 2015 года количество компаний, ранее заявлявших о росте рублевой выручки, уменьшилось почти вдвое. И более чем вдвое (с 18% до 38%) увеличилась доля игроков со значительным — от 10% — падением оборота, отмечают исследователи.
Больше всего пострадали компании, занимающиеся рекламой и девелопментом. Обрушившийся объем сделок в сфере недвижимости привел к тому, что 49% фирм потеряли свыше 10% выручки. Столько же максимально снизивших оборот — в сфере рекламных услуг.
На другом полюсе услуги в области web и digital. У 25% фирм, несмотря на кризис, наблюдался самый высокий рост выручки. Этот сегмент эксперты называют наиболее успешным и динамичным и по другим показателям.
Динамика оборота (выручки) компаний сектора интеллектуальных услуг в денежном выражении по отраслям
(в первом полугодии 2015 г. по сравнению с первым полугодием 2014 г., %)
Источник: Мониторинг состояния и динамики сектора интеллектуальных услуг в России ИСИЭЗ НИУ ВШЭ.
Сохранить штат и средний уровень оплаты труда в кризис удалось половине компаний. Свыше 6% пошли на значительное сокращение персонала, около 5% — на сокращение зарплаты. В первую очередь это коснулось инжиниринговых компаний (инженерно-консультационные услуги по проектированию, созданию, модернизации производственных объектов).
Динамика численности персонала компаний сектора интеллектуальных услуг
(начало осени 2014 г. — конец лета 2015 г., %)
Источник: тот же.
Потребность в рабочей силе здесь определяется запуском или завершением крупных проектов. Одним из них до 2014 года были Олимпийские игры в Сочи. После Олимпиады многие компании, участвовавшие в создании олимпийских объектов, остались существовать лишь де-юре.
Динамика среднего уровня оплаты труда в компаниях сектора интеллектуальных услуг
(начало осени 2014 г. — конец лета 2015 г., %)
Источник: тот же.
Урезание зарплат, штатов, переезды в меньшие офисы позволили сохранить свои позиции крупным игрокам. При этом новых значимых «лиц» ни в одном из сегментов рынка не появилось, констатируют авторы исследования. Производители услуг выходили на рынок, однако это была скорее перегруппировка старых сил: создание карманных агентств, разделение компаний, учреждение новых юрлиц в структуре существующих, поглощение мелких фирм крупными, переход сотрудников закрывшихся компаний на фриланс.
Экономический спад сократил число заказчиков услуг (за полтора кризисных года лишь трети компаний удалось сохранить своих клиентов). Но одновременно обновился их состав. Среди ушедших лидировали автомобилестроители, среди выходящих на рынок — аграрные и фармацевтические компании.
Новыми заказчиками на рынках рекламы, инжиниринга и дизайна выступили государственные учреждения (рост спроса со стороны Министерства обороны, Министерства культуры и др.), госсектор также стал стабильным закупщиком услуг IТ.
Не смогла привлечь новых клиентов каждая пятая фирма, большинству (61%) это сделать удалось. Расширение клиентской базы эксперты объясняют в том числе «колебаниями курса рубля, которые затруднили доступ к услугам зарубежных компаний и побудили заказчиков переключиться на отечественных поставщиков».
Динамика клиентской базы компаний сектора интеллектуальных услуг
(2014 г. — первая половина 2015 г., %)
Источник: тот же.
АВТОРЫ ИССЛЕДОВАНИЯ:
*Исследование основано на данных Мониторинга состояния и динамики сектора интеллектуальных услуг в России, проводимого ИСИЭЗ НИУ ВШЭ с 2006 года совместно с исследовательским холдингом Ромир. В 2015 году опрошены представители 656 российских компаний-производителей сектора интеллектуальных услуг.
Количественные характеристики сектора дополнены результатами качественного анализа — 24 углубленными интервью с профильными экспертами, занимающими руководящие посты в отраслевых ассоциациях и крупнейших саморегулируемых организациях.
См. также:
52% digital-компаний готовы рисковать даже в кризис
70% производителей интеллектуальных услуг считают свой труд максимально востребованным
В подписке — дайджест статей и видеолекций, анонсы мероприятий, данные исследований. Обещаем, что будем бережно относиться к вашему времени и присылать материалы раз в месяц.
Спасибо за подписку!
Что-то пошло не так!