Карьера
Бизнес
Жизнь
Тренды
Почему в кино стало меньше эротики

Почему в кино стало меньше эротики

АВТОРЫ ИССЛЕДОВАНИЯ:

Виолетта Корсунова, стажер-исследователь Лаборатории сравнительных социальных исследований (ЛССИ) НИУ ВШЭ.
Олеся Волченко, стажер-исследователь Лаборатории сравнительных социальных исследований (ЛССИ) НИУ ВШЭ.

Чем выше уровень эмансипативных ценностей (свободы, равенства, автономии и т.д) среди населения той или иной страны, тем вероятнее появление сцен с обнажением в кино. Виолетта Корсунова и Олеся Волченко проследили взаимосвязь между изменением ценностных ориентиров и количеством фильмов, содержащих сюжеты «только для взрослых».

Результаты исследования демонстрируют трансформацию гендерных подходов к показу обнаженного тела на киноэкранах: мужской обнаженности становится больше, а женской меньше.   

В кадре не только девушки

В 1980-е годы европейский кинематограф достиг пика частоты и масштабности показа на экране женского обнаженного тела и обнаженного тела вообще. Затем популярность такого рода сюжетов пошла на спад. Это подтверждает проведенный исследователями анализ данных крупнейшей в мире интернет-базы кинофильмов (IMDb, Internet Movie Database). В фокусе внимания оказалось около полумиллиона европейских кинокартин, выпущенных с 1940 по 2010 годы.  

Главная цель проекта — выяснить, есть ли взаимосвязь между ценностными трансформациями и характером демонстрации сцен обнажения в кинематографе. Подобного рода исследования ранее не проводились, отмечают Виолетта Корсунова и Олеся Волченко. Во-первых, содержание кинематографа чаще всего исследуется качественными методами, например, рассматривается, как социальные изменения отражаются в одном или ряде фильмов. Во-вторых, впервые рассмотрена взаимосвязь ценностей и демонстрации обнажения на киноэкране.

Авторы выдвинули основную гипотезу о том, что доля фильмов, демонстрирующих обнажение в целом, женское, а также мужское обнажение увеличивается по мере того, как растет уровень эмансипативных ценностей.

Исследователи опирались на концепцию эмансипативных ценностей* Кристиана Вельцеля, которая включает такие компоненты, как равенство, свобода, автономия и самовыражение (например, публичное выражение собственного мнения). Они отражают степень либерализации общества: насколько люди предпочитают политические, гражданские и сексуальные свободы безопасности, подчинению и патриархату.

Вопросы/утверждения, которые использовались при измерении ценностей:

Ценности равенства: «согласен (а), что женщина может быть самостоятельной», «не согласен (а), что мужчины лучшие политики», «не согласен (а), что образование более важно для мальчиков».

Ценности свободы: «согласен (а), что аборты допустимы», «согласен (а), что гомосексуальность (входит в организацию лгбт, признанную экстремистской) допустима», «согласна, что разводы допустимы»

Ценности автономии: «творческая фантазия — цель образования», «послушание не является целью образования», «вера не является целью образования»

Ценности выражения: «приоритет учета мнения людей при принятии важных правительственных решений», «приоритет учета мнения людей на работе и в местных сообществах», «приоритет защиты свободы слова».

Эротический образ гендерного равенства  

Результаты показали, что есть взаимосвязь между ростом эмансипативных ценностей и количеством фильмов, содержащих сцены обнаженных героев. В первую очередь, эта взаимосвязь прослеживается между ценностями свободы и любыми видами обнажения в кино. «Такой результат соответствует теории модернизации, так как ценность свободы подразумевает эмансипацию и либерализацию сексуальной жизни, что может вести к принятию сцен обнажения, как к легитимному приему в кинематографе», — комментируют исследователи.

Другие ценности в данном случае могут быть не столько значимыми, тем не менее, в ходе исследования подтвердилась взаимосвязь общего индекса эмансипативных ценностей с женским обнажением на киноэкранах.

Как эротика потеснила любовь  

Исследователи проследили, как менялась тематика европейских фильмов на протяжении десятилетий. В 1950-е годы своего количественного максимума достигла доля кинокартин с ключевыми словами в описании «любовь» и «убийство». Затем тренд роста взяли фильмы, маркированные словом «насилие», а в середине 1960-х — «сражение» (battle).

Cогласно данным исследования, значительный рост фильмов, содержащих сексуальные сцены и демонстрирующих обнажение, начался в 1970-е и достиг своего пика в 1980-е. В это же время на спад пошли фильмы с ключевыми словами «любовь» и «семья» в описании.

В ходе исследования были учтены другие обстоятельства, которые могли оказать свое влияние на производство фильмов с «запретными» сценами. Так объем ВВП на душу населения имеет отчетливую позитивную взаимосвязь с эротическим раскрепощением кинематографа.

В то же время рост уровня образования среди населения показывает неоднозначную взаимозависимость с обнажением в кино. А именно, чем больше образованных людей в стране, тем большим становится количество фильмов со сценами мужского обнажения и меньше женского. В то же время, когда есть неравенство на рынке труда (больше безработных женщин, чем мужчин), тогда увеличивается вероятность роста количества фильмов с женским обнажением.

В конце 1970-х — начале 1980-х около трети всех фильмов (от 26 до 31%) содержали сцены женского обнажения, отмечают исследователи. В то же время, к концу 1980-х доля таких фильмов снизилась до 12%. Но в 1990-х тренд вернулся: сцены женского обнажения присутствовали примерно в пятой части (18-23%) фильмов, выпущенных в тот период. Однако, в 2000-х вновь наметился спад — в конце десятилетия только 10-13% фильмов содержат женское обнажение.

Для мужского обнажения, напротив, характерно постепенное увеличение популярности: если в начале 1980-х подобные сцены были характерны для 1-2% всех фильмов, то к концу 2000-х доля фильмов, содержащих мужское обнажение, значительно выросла и составляет от 7 до 10%.

Это может означать, что рост гендерного равенства влияет на характер эротических сцен в кино. «Можно предположить, что происходит переосмысление свободы и равенства: обнажение начинает рассматриваться как проявление объективации и становится менее приемлемой», — комментируют авторы исследования. Кроме того, как они отмечают, не исключены экономические факторы: европейское кино становится более ориентированным на массовый рынок, а появление сцен обнажения ужесточает возрастной рейтинг фильмов, что сужает целевую аудиторию.  

*В ходе исследования использовались базы данных Всемирного исследования ценностей (WVS) и Европейского исследования ценностей (EVS).

См. также:

Как кино становится культовым

Тот самый Гамлет. Спецпроект IQ.hse.ru

Эволюция ценностей, или Почему Восток все еще не догнал Запад

Сексуальная революция охватила не все постсоветское пространство

Автор текста:Селина Марина Владимировна,19 мая, 2017 г.