Ученые НИУ ВШЭ выяснили, что мужчины с высоким индексом 2D:4D (те, у кого указательный палец длиннее безымянного) имеют более высокий уровень образования. Результаты работы были представлены в статье 2D:4D and lifetime educational outcomes: Evidence from the Russian RLMS survey в журнале Personality and Individual Differences.
Ряд исследований, проведённых в последние десятилетия на стыке биологии и экономики, показали, что особенности внутриутробного развития оказывают сильное воздействие на личность. В частности, они влияют на степень агрессивности и стремление к риску, финансовое поведение, успеваемость, выбор профессии.
Поскольку информация о показателях внутриутробного периода труднодоступна, ученые зачастую используют антропометрические данные. Например, индекс 2D:4D — соотношение длин указательного и безымянного пальцев. С одной стороны, пальцы легко измерять. С другой стороны, такой подход связан с определенным риском. Например, некоторые ученые связывают соотношение 2D:4D с уровнем пренатального тестостерона (ПТ), другие — свидетельствуют о том, что ПТ с пальцами вообще не связан и, более того, сама длина пальцев может изменяться в разные периоды жизни.
Так или иначе, но важность пренатального периода заставляет исследователей проводить эмпирический анализ 2D:4D, формировать базы корреляций, дополняя новыми зависимостями уже существующие, тестировать известные количественные ассоциации на новых данных.
Сотрудники международной научно-учебной лаборатории институционального анализа экономических реформ НИУ ВШЭ изучили разницу между средним значением 2D:4D тех лиц, которые имеют высшее образование (и выше), и тех, кто диплома вуза не имеет. Затем с помощью эконометрического пакета STATA 13 исследователи построили регрессионную модель, которая учитывала образовательную подготовку по всей выборке. В результате были получены положительные корреляции между индексом 2D:4D у мужчин и их уровнем образования.
Ученые увидели, что мужчины с высоким индексом 2D: 4D имеют более высокий уровень образования. Причем это справедливо для обеих рук. Для женщин таких корреляций не установлено.
Базой для анализа стала двадцатая волна Российского мониторинга экономического положения и здоровья населения (RLMS-HSE). Соотношение длины указательного и безымянного пальцев команда RLMS-HSE измеряла у жителей Москвы и Подмосковья.
Возможной составляющей механизма объяснения установленной ассоциации может быть агрессия. В литературе отмечается отрицательная связь агрессии мужчин и 2D:4D. Часть исследований связывает различные уровни агрессии с низкими образовательными достижениями учащихся, особенно в школе.
Очевидным ограничением работы является отсутствие идентификации эффекта 2D:4D. Это обусловлено тем, что показатель 2D:4D потенциально связан со многими упущенными характеристиками, которые определяют также и образовательные достижениями. В статье автором удалось лишь частично учесть такие компоненты как возраст, образование родителей, населенный пункт, где респонденты оканчивали среднюю школу.
С другой стороны, поставленная цель — выявление корреляции 2D:4D и уровня образования (с учетом доступных дополнительных предикторов образования) — выполнена вполне успешно. Своей находкой авторы дополняют закономерности взаимосвязи 2D:4D и академических успехов, которые были установлены ранее коллегами на данных о характеристиках студентов Москвы и Манилы, а также на массиве данных о студентах Испании.
IQ
АВТОРЫ ИСсЛЕДОвАНИЯ:
В подписке — дайджест статей и видеолекций, анонсы мероприятий, данные исследований. Обещаем, что будем бережно относиться к вашему времени и присылать материалы раз в месяц.
Спасибо за подписку!
Что-то пошло не так!