АВТОРЫ ИССЛЕДОВАНИЯ:
Обычно университеты позитивно влияют на развитие ближайших территорий*. Эксперты НИУ ВШЭ изучили, в каких регионах России вузы активнее всего помогают росту экономики, развитию человеческого капитала (навыков, компетенций людей) и инноваций. Оказалось, что наибольший вклад в развитие субъекта федерации оказывают образовательные центры Москвы и Подмосковья, Санкт-Петербурга и Ленинградской области, Татарстана, Красноярского края, Калмыкии, Чечни и и республики Саха (Якутия).
Ученые обследовали 79 регионов. Результаты работы представлены в докладе «Оценка вклада региональных систем высшего образования в социально-экономическое развитие регионов России». Доклад вышел в серии публикаций Института образования НИУ ВШЭ «Современная аналитика образования».
Университеты могут служить двигателями развития на местах. Но в одних регионах этот вклад более заметен, в других — менее.
Исследователи оценили вклад университетов:
Оценки** влияния вузов по трем направлениям (субиндексы) позволили определить, в каких регионах университеты больше помогают местной экономике. На основе анализа исследователи типологизировали региональные системы высшего образования (см. Приложение 1).
Ученые выделили четыре типа региональных систем высшего образования:
Ранжирование, по словам экспертов, показывает «не уровень развития региональных систем высшего образования, а степень их вклада в конкретную социально-экономическую ситуацию в регионе». Поэтому третью и четвертую группу неправильно считать аутсайдерами. Просто системы высшего образования в этих регионах вносят меньшую лепту в местную экономику. «Это может быть связано с разными факторами: географическими, историческими, социальными и т.д.», — поясняет Олег Лешуков.
Драйверов регионального развития девять: помимо очевидных образовательных лидеров (две столицы с областями, Красноярский край, Татарстан), в группу довольно неожиданные вошли Калмыкия, Чечня и Саха (Якутия). «Лидерство этих регионов в первую очередь связано с высокими показателями по субиндексу «развитие человеческого капитала», — комментирует эксперт. — Там сравнительно высокая премия за образование».
Системы высшего образования с высоким уровнем влияния включают 18 регионов. У одиннадцати из них повышенные субиндексы «экономическое развитие» и «развитие человеческого капитала». Это, к примеру, Астраханская, Кировская, Новосибирская, Оренбургская, Свердловская области, Забайкальский и Хабаровский край.
Попадание регионов в одну группу может объясняться разными факторами, отмечают исследователи. Структура экономики может влиять на вклад вуза в развитие человеческого капитала. «В диверсифицированных экономиках востребованы кадры с высоким уровнем образования», — подчеркивает Лешуков. Высокая «премия за образование» в малонаселенных и менее развитых регионах может объясняться, например, небольшим охватом населения высшим образованием. В таких условиях диплом об окончании вуза «дороже стоит» — «конвертируется» в более внушительную зарплату.
"Кроме того, высокие значения некоторых субиндексов могут быть характерны для регионов с большой долей общественного сектора в структуре экономики", — говорит эксперт. В таком случае любая организация высшего образования уже является значимым субъектом для экономики региона.
Группа с умеренным уровнем влияния университетов (два субиндекса ниже средних) самая многочисленная и включает 36 регионов, то есть почти половину из всех обследованных. В этой группе, например, Алтайский край, Архангельская, Воронежская, Курская, Ростовская, Саратовская, Тюменская области, Камчатский и Краснодарский край, Башкирия, Коми и Тыва.
В группе с низким уровнем влияния вузов 15 регионов. Речь идет о Владимирской, Амурской, Брянской, Калужской, Новгородской, Орловской областях, Бурятии, Адыгее и пр.
Если рассматривать отдельные векторы влияния вузов, то в экономическое развитие территорий максимальный вклад вносят регионы с крупными университетскими центрами. Это Москва и Московская область, Санкт-Петербург и Ленинградская область, Томская, Новосибирская и Свердловская области. Там сосредоточены национальные исследовательские университеты, федеральные университеты, вузы, входящие в Проект 5-100. Доходы таких университетов относительно высоки, и это сказывается на развитии регионов. К тому же, эти субъекты РФ привлекают студентов из других регионов. Это тоже увеличивает вливания в местную экономику.
Распределение региональных систем высшего образования по значениям субиндекса «вклад в экономику».
Источник: здесь и далее — доклад «Оценка вклада региональных систем высшего образования в социально-экономическое развитие регионов России».
Примечание: чем интенсивнее цвет, тем выше индекс (минимум значения выделен светло-желтым цветом, максимум — ярко-красным).
В этой номинации на первых позициях оказались Тыва, Сахалинская область и Якутия. Причина тому — особенности системы образования этих регионов. Масштаб местных систем высшего образования здесь невелик (нередко это один вуз и несколько филиалов), зато сравнительно много техникумов и колледжей. Довольно низкие шансы получить вузовский диплом повышают «премию за высшее образование».
Распределение региональных систем высшего образования по значениям субиндекса «вклад в развитие человеческого капитала».
Главные инноваторы — Москва и Московская область, Иркутская и Томская области, Ставропольский край. В этих субъектах РФ действуют активные разработчики ноу-хау, генераторы новых технологий — крупные национальные исследовательские университеты.
Распределение региональных систем высшего образования по значениям субиндекса «вклад в инновации».
Очевидно, что в одну группу могут попасть регионы с очень разными социально-экономическими показателями. Прямой связи между субиндексами и уровнем развития региона не обнаружено, поясняют авторы доклада. Влияние университета на экономику территории, как было показано, — комплексная характеристика, не вытекающая напрямую из социально-экономической ситуации в субъектах РФ.
Исследование таких характеристик поможет по-новому сориентировать направления развития систем высшего образования в регионах.
*Государственные расходы на образование рассматриваются как инвестиции и предполагают «дивиденды». В России эти расходы составили 1,2% от ВВП (2013 год). Для сравнения: в Великобритании и Нидерландах они составляют 1,8% и 1,7% ВВП соответственно.
**Для расчета показателей использовались данные Мониторинга эффективности вузов (выпуск 2015 года), Мониторинга трудоустройства выпускников (выпуск 2015 года), Федеральной информационной системы «Прием» (2014), Росстата и пр.
См. также:
Вузы нужно изучать по комплексу параметров
Университетам нужна бережная поддержка
Университеты играют роль миротворцев
Вузы приходят в упадок из-за сопротивления переменам
Поддержки заслуживают не только элитные университеты
Университет служит инкубатором для среднего класса
В подписке — дайджест статей и видеолекций, анонсы мероприятий, данные исследований. Обещаем, что будем бережно относиться к вашему времени и присылать материалы раз в месяц.
Спасибо за подписку!
Что-то пошло не так!