Для минимизации аварий на автотрассах необязательно, а то и нежелательно устанавливать светофоры, а для обеспечения финансовой стабильности — регулировать банки.
Мировой кризис 2007-2009 годов подчеркнул хрупкость финансовых учреждений. Чтобы добавить им прочности, регуляторы придумали объемные документы (Базель III в Европе на 10 тысяч страниц и акт Додда-Франка в США на 3 тысячи страниц). В этих нормативных актах прописаны методические рекомендации по банковскому регулированию. Они, к примеру, требуют от банков вкладывать в кредит в шесть раз больше собственных денег, а не средств вкладчиков, как это было до кризиса. Тогда в случае убытков потери граждан сократятся, и будет достигнута финансовая стабильность во всем мире.
Однако такая логика является иллюзией, тогда как реально предпринятые меры лишь приближают новый банковский кризис. Чтобы это осознать, достаточно рассмотреть хорошо всем знакомую область регулирования дорожного движения, в которой есть много полезного для использования в регулировании банков. Такое сравнение уместно, поскольку и в случае банков, и в случае дорожного движения речь идет о потоках (финансовых ли, транспортных ли) и ставятся одинаковые цели (снизить число аварий или банкротств и потери от них при минимизации пробок и простоев).
Дорожное движение и банки
|
|
Транспортный поток | Банк (финансовый поток; набор сделок) |
Организатор дорожного движения (регулятор, если дорога государственная; коммерческое лицо/организация, если дорога частная) | Руководство банка |
Машина | Сделка |
Дорога | Продукт (например, кредит) |
Водитель | Банковский клиент (контрагент) |
Погода | Состояние экономики |
Иные участники дорожного движения | Иные финансовые организации, заинтересованные стороны |
Препятствия | Регуляторные ограничения |
Авария, ДТП | Дефолт, банкротство, кризис, потери |
Вероятность ДТП | Вероятность дефолта (PD) |
Повреждения в случае аварии | Доля убытка при дефолте (LGD) |
Затор, пробка | Приостановка операций |
Инфраструктура (перекресток) | Размер потока, принцип пропорциональности в рамках ВПОДК (ICAAP), внутренние процедуры оценки достаточности капитала |
Внутренние системы безопасности | Внутренние модели оценки риска |
Внешние камеры слежения и измерения скорости движения | Инструменты банковского надзора |
Страхование ответственности третьих лиц (ОСАГО) | Страхование депозитов, «финансовая страховка» (деривативы на кредитный дефолт, CDS) |
Имитация аварии | Планы самооздоровления |
Бампер | Буферы (надбавки) к нормативам достаточности капитала, ликвидности |
Сторона движения | Способ расчета нормативов, моделирования рисков |
Ограничение скорости | Порог на коэффициент взвешивания по риску (риск-вес) |
Светофор (пропуск/непропуск транспортного потока) |
Критерий одобрения сделки (пропуск/непропуск финансового потока) |
Когда растет транспортный поток, изменяются виды организации пересечений с нерегулируемого перекрестка до кругового движения, к перекрестку со светофором и к многоуровневой развязке. Здесь важно то, что при малых и очень крупных потоках светофоры, иными словами регулирование, не нужны, они мешают, избыточны. Поэтому первый вывод состоит в том, что малые банки (ломбарды, микрофинансовые организации) и очень крупные (системно значимые) не нужно регулировать. Тем не менее, поскольку понятием размера можно манипулировать, необходимо добавить в систему стимулов.
Исследователи обнаружили, что наличие продвинутых систем автомобильной безопасности приводит к большему числу аварий в странах с низкой культурой вождения, поскольку водители избыточно полагаются на такие системы. Аналогичное искажение заметили и с системами страхования банковских вкладов: при их наличии банкиры склонны принимать избыточные риски, ставя под угрозу существование банка.
Поэтому для обеспечения финансовой стабильности необходимо отменить регулирование банков вместе с отменой страхования вкладов в них (страхование депозитов можно сохранить для тех кредитных учреждений, что готовы терпеть повышенное и постоянно растущее бремя неоправданных регуляторных требований). Тогда будет достигнут главный принцип. Банкиры задумаются, брать ли избыточные риски, а клиенты — нести ли вклады в банк с высокорискованными операциями, обещающий, правда, высокие проценты.
Описанный выше пример переноса подхода к регулированию дорожного движения на банки может показаться контринтуитивным. Прежде чем его критиковать, вспомните пример Джордано Бруно в XV веке, или то, что первые паровозы в XVIII веке имели зубчатые колеса, поскольку люди думали, что без них нельзя, ведь железо должно скользить по железу. Когда же, после первых километров, зубья стали отваливаться, а поезда поехали плавнее, инженеры поняли, что оптимальной конструкцией является колесо без зубьев.
Пример зубчатых колес на паровозе «Саламанка», 1812 год.
Так и с финансовой стабильностью. Обеспечить ее может не ужесточение регулирования, а его смягчение вплоть до полной отмены с одновременным отказом от системы страхования вкладов. Вспомните пример движения на площадях в Азии. Хотя потоки идут в хаотичных направлениях и уровень шума подчас необычайно высок, в отсутствии регулирования аварий нет, поскольку водители знают, что в случае происшествия никто не вернет ни им, ни пешеходам ни жизни, ни стоимости автомобилей. Если же Вам хочется комфортного движения на высокой скорости, выбирайте многоуровневые развязки, которые, впрочем, тоже не обременены регулированием в виде светофоров.
В подписке — дайджест статей и видеолекций, анонсы мероприятий, данные исследований. Обещаем, что будем бережно относиться к вашему времени и присылать материалы раз в месяц.
Спасибо за подписку!
Что-то пошло не так!