Карьера
Бизнес
Жизнь
Тренды
Как студенты воспринимают события 1917 года

Как студенты воспринимают события 1917 года

Молодежь неоднозначно оценивает события 1917 года в России. С одной стороны, это знак позитивных изменений, с другой — символ тупикового пути. Иногда оба эти смысла умещаются в сознании одного и того же человека. К такому выводу пришли Мария Пильгун и Иосиф Дзялошинский в ходе анализа текстов социальных медиа и высказываний студентов на тему Октябрьской революции 1917 года. Результаты исследования опубликованы в журнале «Вопросы психолингвистики».

Второе место после Великой Отечественной войны

Октябрьская революция 1917 года входит в число наиболее значимых событий XX века в сознании современной молодежи. Однако на верхушке «рейтинга» все-таки находится Великая Отечественная война. Это выяснилось в ходе первого этапа исследования — опроса 2500 студентов разных специальностей из вузов 15 городов России. Возраст респондентов варьировался от 16 до 25 лет, среди них 41,1% мужчины, 57,9% женщины. Опрос проводился с июня 2015 года по ноябрь 2016-го. Респонденты должны были без обращения к каким-либо материалам назвать 10 важнейших событий, которые, по их мнению, потрясли Россию в XX веке.

Великая Отечественная война набрала 9,1% от суммарного количества событий, упомянутых респондентами. То есть как минимум 9 человек из 10 называли ее в качестве значимого события. Октябрьская революция оказалась на втором месте — 8,8%, на третьем распад СССР — 8,7%.

Наиболее значимые события ХХ века по мнению молодежи (диаграмма)

То, что Великая Отечественная война занимает первое место в списке самых значимых событий — объяснимо, отмечают Мария Пильгун и Иосиф Дзялошинский. «В идеологической и медийной современной парадигме именно это историческое событие является ключевым для построения различных моделей формирования общественного мнения. Считается, что оценка событий Великой Отечественной войны объединяет всех россиян, к какой бы социальной или политической группе они ни относились».

Ленин через сто лет «живой»

На втором этапе исследования была проанализирована информация из социальных сетей (Facebook (принадлежит компании Meta, признанной в России экстремистской организацией), «ВКонтакте», ЖЖ), содержащая контент на тему 1917 года. Информация собиралась в период с 2015 по сентябрь 2016 года.

В ходе анализа выяснилось, что, несмотря на то, что пользователи социальных сетей  выражают разные мнения относительно революции, а также интересуются самыми различными ее аспектами, есть очевидное преобладание негативных характеристик. Авторы постов нередко употребляют такие слова и выражения, как «переворот», «ложь», «вранье», «катастрофа», «государство диктатуры люмпен-пролетариата», «Великая Иудейская революция 1917 года в Российской Империи» и т.д. «С другой стороны, в проанализированном материале присутствует сегмент, отражающий идеализированный обожествленный образ Ленина (ассоциативная связь Ленин — Иисус Христос)», — отмечают ученые.  

Анализ материалов соцсетей показал, что контекст революционных событий для современной молодежи представляется далеким и чрезвычайно туманным. Так, максимальный показатель индекса влиятельности (5787,6) и наибольшее количество лайков (6070) получил пост с таким содержанием: «Мам, а когда Ленин умер, ты плакала? — Да, блин, и когда динозавры вымерли, тоже рыдала…». Далее в рейтинге по указанным параметрам стоят материалы о сексуальной революции, 60 фактов о последнем Русском Императоре Николае Александровиче и его правлении, интересные факты о Сталине и т.д.

Прорыв и тупик одновременно

В рамках третьего этапа исследования студентам из трех московских вузов (МГУ, НИУ ВШЭ и РГГУ) предложили написать свободное анонимное сочинение (эссе) на тему «Как вы оцениваете октябрьские события 1917 года?» Всего в эксперименте принимало участие 300 человек.

В ходе анализа ученые пытались прояснить следующие вопросы: 1) отношение к революции; 2) оценка революции; 3) причины революции; 4) исторические последствия.

Параллельно для формализации оценки отношения к событию была использована шкала из 5 вариантов, плюс вариант «затрудняюсь ответить». Почти 30% затруднились дать какую-либо оценку события. Но в целом отрицательное отношение существенно преобладает над положительным.

Отношение студентов к революции 1917 года (диаграмма)

Анализ текстов сочинений показал, что подавляющее большинство студентов знакомы с различными трактовками событий 1917 года, стремятся их осмыслить и сформировать собственное мнение, отметили ученые. Одна из особенностей написанных эссе — большой разброс оценок, однако практически все авторы сочинений понимают сложность исторических процессов, отмечают ученые.

Проведенное исследование подтвердило, что 1917 год в сознании респондентов обладает двойственной символикой. «С одной стороны, события этого года представляются, как значительные — по большей части позитивные — изменения в судьбе российского государства. С другой, это символ тупикового пути, на который свернула Россия, соблазненная небольшой группой политических авантюристов. Самое интересное, что и тот и другой символические смыслы иногда совмещаются в одной и той же голове»,— резюмируют авторы исследования.
IQ
 

АВТОРЫ ИССЛЕДОВАНИЯ:

Мария Пильгун, профессор департамента интегрированных коммуникаций НИУ ВШЭ.
Иосиф Дзялошинский, профессор департамента медиа НИУ ВШЭ.

См. также:

Как история меняет речь

Как туризм поднял «железный занавес»

Политические мемы формируют общественное мнение

Эхо «арабских» революций отзовется в Европе

Автор текста:Селина Марина Владимировна,14 марта, 2017 г.