Авторы исследования:
Не желая переплачивать, российский покупатель все активнее овладевает «грамматикой» рыночных цен, выяснили Елена Бердышева и Регина Романова в исследовании «Социальная архитектоника рыночной цены: основы восприятия цен потребителями».
На данных интервью с жителями Москвы и материалах дискуссий в интернете ученые установили, что потребители воспринимают цены (а значит и ведут себя в отношении их), по-разному:
Покупатель желает избежать обмана и ждет справедливости со стороны государства и продавцов.
Через уровень цен человек оценивает выполнение государством социальных обязательств. Кроме того, цены работают «как якорь воспоминаний» о стабильности советского времени. Проблемы дефицита в этих воспоминаниях нет, главное то, что товары массового потребления в СССР были доступны. «Ностальгия по советскому — это в том числе ностальгия по мифу о всеобщем благополучии», — отмечают исследователи. Неслучайно сегодня бренды некоторых продуктов выстраиваются на основе их цены из прошлого (например, мороженое «48 копеек»).
В отношениях с продавцами покупатели, с одной стороны, действуют по законам справедливости («Скачивать фильмы за 0 рублей — это не есть равновесие, не есть хорошо»).С другой, способны отказаться от покупки по установленной цене, если видят, что справедливость нарушается («Я не готов переплачивать из-за того, что кто-то никак не нахапается»).
Обсуждая и сравнивая цены, потребители подозревают торговцев в ценовых манипуляциях. В условиях экономической нестабильности эти подозрения усиливаются («Просто магазины пользуются тем, что сейчас такая неразбериха с ценами, и пытаются на людях нажиться»).
Потребители не просто пассивно опасаются обмана. Перед риском переплаты они действуют рационально.
Россияне оценивают добросовестность продавцов и контролируют свои траты. В первом случае смотрят на ценники и чеки при выходе из магазинов («Берешь каждую вещь по три копейки, а на круг выходит слишком дорого, и это вызывает вопросы»). Во втором — оптимизируют цену разными способами:
В условиях кризиса возможность не беспокоиться о ценах становится признаком социального благополучия. Однако, обращают внимание авторы исследования, сорить деньгами, чтобы самоутвердиться в обществе, уже неактуально. На смену этому приходят анализ цен и способность просчитывать свои расходы.
Российский покупатель реагирует на стоимость товаров в зависимости от их качества и ценности.
Люди делят товары на:
Люди соотносят свое ценовое поведение с установками окружающих.
Нормальным считается поинтересоваться у знакомых ценами их покупок ради повышения осведомленности о стоимости различных товаров.
В случае собственной покупки по низкой цене необходимо сохранять лицо, не допустить подозрений в невозможности покупать более качественные вещи.
Важно заверить других в том, что вещи приобретаются по «нормальным» для данной социальной группы ценам. Причина замалчивать дешевые покупки — в нежелании быть обвиненным в экономии или прослыть занудой. Причина не говорить о дорогих — в страхе «уязвить знакомых большим материальным благополучием, прослыть транжирой, или даже испытать на себе чужую зависть».
Озвучивание цен на дорогие покупки может быть воспринято друзьями как стремление выделиться или дистанцироваться. При этом именно дружеская компания, близкий круг — это место, где человек говорит о ценах расслабленно: обсуждает их, не опасаясь уронить свой статус неверным замечанием.
В целом, заключают авторы по итогам исследования, «россияне сегодня переходят к новой, более рациональной и ответственной модели потребительского поведения. И внимательность к ценам — лишь одна из ее черт».
См. также:
Пять научных фактов о российских потребителях
Успех онлайн-торговли зависит от эмоций покупателей
В подписке — дайджест статей и видеолекций, анонсы мероприятий, данные исследований. Обещаем, что будем бережно относиться к вашему времени и присылать материалы раз в месяц.
Спасибо за подписку!
Что-то пошло не так!