АВТОР ИССЛЕДОВАНИЯ:
В последние годы в обращениях власти к молодежи наметились значительные изменения. В публичных речах и официальных документах активно зазвучали темы патриотизма, защиты и традиционных ценностей. Это свидетельствует о стремлении политической элиты к распространению конформизма среди молодых людей и тем самым сохранению и укреплению своих властных позиций.
К такому выводу в ходе исследования в рамках проекта Центра молодёжных исследований НИУ ВШЭ пришел Искэндэр Ясавеев*. Результаты исследования опубликованы в статье «Лейтмотивы властной риторики в отношении российской молодежи» в журнале «Социологическое обозрение».
Молодежь в России находится в поле пристального внимания властей. Об этом свидетельствуют многочисленные молодежные программы, инициированные государством, и характер публичных речей политиков. Искэндэр Ясавеев* решил проанализировать "молодежные" проблемы, которые часто звучат в выступлениях российских политиков. Для этого он изучил тексты президентских выступлений, правительственных отчетов, федеральных документов, отобранные по наличию ключевых слов «молодежь», «молодежный», «молодые». Хронологический период исследования — с мая 2012 по май 2016 года**.
Результаты анализа продемонстрировали ряд тенденций, наметившихся в последние годы. Например, если следовать официальным текстам, то в первую очередь молодежь необходимо защищать от «деструктивного информационного воздействия»***. Что именно и как воздействует, власть не конкретизирует, но приводит в пример «успешные зарубежные практики» по борьбе с таким воздействием. Так в правительственных документах фигурирует ссылка на «японский» опыт «ограничения доступа молодежи к небезопасным и нежелательным интернет-сайтам».
Другие темы, которые актуализируются во властном дискурсе, касаются прежде всего правонарушений — нахождения в местах лишения свободы, употребления наркотиков и т.д. Целый ряд важных вопросов — например, распространение ВИЧ/СПИДа, шансы на самореализацию обсуждаются мало.
Одна из популярных тем, когда речь заходит о молодежи, — это «внешняя угроза». Что собой представляет эта угроза, власть не уточняет. В официальных речах и документах политики используют такие термины как «борьба за умы», «манипуляция сознанием», «навязывание норм и ценностей», «провоцирование конфликтов», «информационное противоборство».
Так же часто заходит речь о необходимости защиты. Молодежь, с одной стороны, рассматривается, как объект защиты, например, от «информационного воздействия». А с другой — на нее возлагаются соответствующие надежды. Так, подготовка патриотически настроенных молодых людей, способных к защите страны, — один из приоритетов государственной молодежной политики.
При этом идет процесс милитаризации патриотизма. В программах патриотического воспитания прилагательные «военный» и «воинский» стали употребляться значительно чаще, чем несколько лет назад, отмечает ученый. Идея труда из патриотической риторики в настоящее время исключена. А сам патриотизм, значение которого сдвигается от «любви к отечеству» к готовности воевать за государство, представляется в качестве универсальной черты российской молодежи и новой национальной идеи.
Существенное место в обращениях политической элиты к молодежи занимает тема ценностей. Яркая черта властной риторики здесь — противопоставление «истинных» и «традиционных ценностей» неким «квазиценностям», суть которых опять же не конкретизируется. Деление на «истинные ценности» и ложные представляется как нечто самоочевидное, не требующее разъяснений, отмечает ученый.
В сентябре 2015 года президент России Владимир Путин на встрече с воспитанниками и педагогами образовательного центра для одаренных детей «Сириус» перечислил «истинные ценности»: «Сейчас жизнь, безусловно, кардинально изменилась, но истинные ценности — они всегда остаются. Это честность, патриотизм, любовь, доброта, мужество, достоинство, отзывчивость, ответственность и чувство долга». Сходный перечень «духовно-нравственных ценностей» встречается в Стратегии развития и воспитания в России на период до 2025 года.
Из статьи Искэндэра Ясавеева*.
Примечательно, что в числе «истинных ценностей» доминируют ценности ответственности и долга. Но отсутствует ценность свободы.
Ученый приходит к выводу, что властная риторика делает акцент на «традиционных ценностях», способствующих не изменениям, а конформизму и «стабильности». За этим прочитывается стремление властной элиты к сохранению своих позиций.
*Проект «Созидательные поля межэтнического взаимодействия и молодёжные культурные сцены российских городов» реализован при поддержке Российского научного фонда.
**Цель исследования — выявление лейтмотивов властной риторики в отношении молодежи, выяснение того, что проблематизируется политическими элитами. Исследование выполнено в рамках конструкционистского подхода.
***Речь об этом в частности идет в одном из ключевых документов, касающихся молодежи – «Основах государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года».
См.также:
Сельская молодежь ориентируется на деньги и стабильность
Малые города рискуют остаться без молодежи
Почему молодые женщины не спешат рожать
Как армия меняет биографию мужчины
Недоверие ослабляет гражданственность молодежи
Молодежь с трудом выстраивает финансовые стратегии
* Искэндэр Ясавеев включен Минюстом в список физлиц, выполняющих функции иностранного агента.
В подписке — дайджест статей и видеолекций, анонсы мероприятий, данные исследований. Обещаем, что будем бережно относиться к вашему времени и присылать материалы раз в месяц.
Спасибо за подписку!
Что-то пошло не так!