Пользовательские инновации происходят в странах, находящихся на разном уровне экономического развития. Нередко появление нового продукта не связано с получением коммерческой выгоды, выяснили в ходе исследования «Пользовательские инновации в советский период: аналоги в развивающихся экономиках» Константин Фурсов, Джонатан Линтон и Елена Чернович.*
Масштабы потребительских инноваций впечатляют. По данным зарубежных исследований, в последние десятилетия наиболее активно изобретатели разрабатывали научное и медицинское оборудование, спортивные тренажеры, производственые детали, оборудование для информационных систем, программное обеспечение.
Где потребители обеспечивают инновации?
Почему пользователи становятся изобретателями, какие мотивы ими движут и к чему приводят, кроме появления новых товаров и услуг? Для ответа на эти вопросы ученые проанализировали инновационные разработки, реализованные в государствах с непохожей экономикой и политическим строем.
Образец инноваций в условиях дефицита потребтоваров, отсутствия рынка и стимулов для создания конкурентоспособных продуктов дал СССР.
Советское государство традиционно поддерживало развитие спорта, однако производство спортивного оборудования для массового потребителя в число приоритетов не входило. Например, поклонникам водного туризма было сложно найти качественные лодки для участия в гонках. Но в спортивных командах, сформированных в университетах или на предприятиях, всегда находились люди с инженерными знаниями и навыками. Именно они в 70-х–начале 80-х годов бросили вызов проблеме.
Сначала были усовершенствованы тяжелые и неустойчивые байдарки, выпускаемые советской промышленностью. К 1977 году силами туристических команд построены компактные и маневренные суда с конструкциями из алюминиевых сплавов и надувными баллонами вдоль бортов. В 1986 году впервые протестирована новая модификация, предназначенная для прохождения порогов высокой сложности, — лодка-«бублик»: соединенные рамой два надувных элемента, где сидели гребцы. Все эти решения до сих пор не имеют прямых аналогов в мире.
Кроме лодок так же, то есть без опоры на финансовые стимулы и производственные мощности, изобретатели-любители модернизировали оборудование для водного слалома: одежду, палатки, спальные мешки и др. В 1990-е годы многие из туристов основали фирмы по производству спортивного инвентаря и большая часть разработанных ими продуктов вышла на рынок.
Пример инноваций в исторически неинновационной экономике нашелся в Африке. В Нигерии для борьбы с поддельными лекарствами энтузиасты запустили технологию, основанную на мобильной телефонии. Каждый желающий мог отсканировать код медицинского препарата, отправить его по sms и получить информацию о происхождении медсредства. Это изменило ситуацию в стране, а компания Sproxil , основанная в 2009 году для продвижения новой услуги, со временем расширила свою географию и начала работать в Кении, Индии, Мексике, Саудовской Аравии, Пакистане. В этих странах проблема использования оригинальных лекарственных препаратов стоит не менее остро.
Инициаторы африканского ноу-хау заручились поддержкой местного Минздрава. Движущей силой одной из инноваций в США стало сообщество пользователей. Исследователь из Рочестерского технологического института Джон Скул, не сумев найти финансирование для проекта по созданию механических ручных протезов для детей, основал электронную платформу e-Nable — интернет-сообщество, объединившее на благотворительных началах дизайнеров, изготовителей персональных протезов на 3D-принтерах и потребителей этой продукции. В течение двух лет e-Nable пополнилось пятью тысячами сторонников, а бесплатные протезы получили нуждающиеся в 40 странах.
Примеры подтверждают, что появление инноваций не ограничено рыночными экономиками Запада. Новые продукты и услуги могут быть разработаны в разных экономических и политических системах: в нерыночном пространстве под управлением государства (дизайн лодок в СССР), на исторически непаханом поле инноваций в развивающихся странах (Sproxil), на основе информационно-коммуникационных технологий в глобальном пространстве (e-Nable).
Главное, что объединяет эти случаи, — высокая мотивация инноваторов, которая нацелена прежде всего на решение актуальной для общества проблемы и лишь затем на извлечение финансовой выгоды.
Стимулы для инноваций:
Реализация этих мотивов, отметили исследователи, как и понимание того, что новая продукция появляется не только по экономическим соображениям, приводят к глобальным результатам: от производства товаров и стимулирования развития промышленности до вовлечения граждан в выполнение социального заказа.
IQ
*Доклад по результатам исследования был представлен в НИУ ВШЭ на VI Международной научной конференции «Форсайт и научно-техническая и инновационная политика».
авторы исследования:
В подписке — дайджест статей и видеолекций, анонсы мероприятий, данные исследований. Обещаем, что будем бережно относиться к вашему времени и присылать материалы раз в месяц.
Спасибо за подписку!
Что-то пошло не так!