Уже на первом курсе студенты нередко чувствуют разочарование и упадок сил. Подобное эмоциональное выгорание у «новобранцев» может вызвать масса обстоятельств: обилие заданий, новый коллектив, «не те» предметы и даже комментарии одногруппников в соцсетях. С собственной резкой реакцией на эти ситуации могут справиться не все.
В результате к старшим курсам такие учащиеся хуже осваивают специальность, а часть из них и вовсе отсеивается. «Из-за проблем с адаптацией можно потерять способных студентов с приличными достижениями», — отметила Елена Кудрявцева в докладе «Новые образовательные возможности и выгорание субъектов образовательного процесса»*. Первокурсникам нужно помогать влиться в университетскую жизнь. Изучение их психологических особенностей позволит предупредить эмоциональное истощение.
Эмоциональное выгорание (от английского «burn out» — выжечь, перегореть, выдохнуться) проявляется в чувстве растерянности, опустошенности и бессилия. Прежние цели и ценности разочаровали, новые пока не появились. В таком состоянии сложно учиться и работать, становиться специалистом в своей области. Оно может привести и к профессиональному выгоранию, когда человек теряет интерес к своей специальности, отметила Елена Кудрявцева.
В группе риска — прежде всего врачи, преподаватели, сотрудники социальных служб, психологи и менеджеры. Представители этих социальных профессий работают с людьми и их проблемами, что отнимает много душевных сил. Исследования эмоционального выгорания, собственно, и начались с изучения самочувствия социальных работников. Американский психиатр Герберт Фройденбергер, понаблюдав за волонтерами, в 1970-е годы впервые описал синдром эмоционального истощения. Он обнаружил у своих «пациентов» и профессиональный кризис.
У врачей, учителей, психологов такая же нервная работа. Гнет чужих проблем изматывает их. Представителям этих специальностей необходим запас эмоциональной прочности, стрессоустойчивость. Если ее нет, то человек может «выгореть» уже на стадии учебы. Это и происходит нередко у студентов социальных специальностей из-за интенсивного переживания «чужого негатива».
У взрослых людей эмоциональное выгорание могут провоцировать напряженная и нелюбимая работа, конфликты с близкими, разочарование в себе, честолюбивое желание преуспеть во всем и пр. (см. Гонка за успехом ведет к эмоциональному выгоранию). Чаще «выдыхаются» максималисты и перфекционисты — из-за собственного подхода к делу.
У студентов есть специфические причины эмоционального выгорания. Среди них — большая учебная нагрузка (в том числе онлайн-курсы и проекты) и очень широкий круг взаимодействий (с преподавателями, сокурсниками и пр.). Елена Кудрявцева выделила и такой риск как избыток общения в соцсетях, в том числе, с учебными целями. Учащийся постоянно находится в центре внимания, видит комментарии о своих действиях. Это тоже усиливает напряжение, считает эксперт.
«Концентрация коммуникаций в учебной среде сгущает образовательный контекст», добавила исследователь, и это «сгущение» составляет основу эмоционального выгорания.
Стресс от учебы можно снимать разными способами — например, с помощью психологических тренингов (см. Специалисты по социальной работе стремятся стандартизировать свои чувства). Нужно научиться регулировать собственное душевное состояние (см. Врачи дозируют сочувствие к пациентам). Полезно чередовать виды деятельности — кроме занятий должны быть и интересные хобби.
Что помогает студентам бороться с эмоциональным дефицитом:
поддержка педагогов. Их эмоциональная устойчивость хорошо влияет и на студентов;
участие в научных исследованиях, то есть активное включение в "академический контекст". Это помогает учащимся почувствовать себя нужными, ощутить «вкус» науки и преимущества коллективной работы;
дополнительная социальная активность, например, участие в студенческом самоуправлении (оно тоже помогает молодежи понять свою значимость);
сплоченность студенческой группы, чувство локтя.
Для самочувствия студентов решающими оказались первый и четвертый курс, выяснила исследователь. На первом курсе у половины учащихся нет признаков эмоционального выгорания (они спокойны и открыты). В то же время, примерно у трети есть первые симптомы этого тревожного состояния. На втором курсе оно нарастает — идет «ухудшение ситуации». На третьем курсе ощущения ребят стабилизируются. А к четвертому курсу происходит развязка сюжета. «Часть студентов избавляется от эмоционального выгорания, а часть развивает негативное состояние», — пояснила эксперт.
Изменения психологического самочувствия Елена Кудрявцева отразила в индивидуальных картах учащихся, которые обновляются раз в год (см. Приложение 1). Создание таких карт позволило ей проследить «треки» эмоционального выгорания младшекурсников. В «треке» три фазы, которые набирают силу постепенно:
Напряжение. Человек переживает «психотравмирующие обстоятельства», недоволен собой, «загнан в клетку», встревожен.
Резистенция. Идет эмоционально-нравственная дезориентация, человеку сложно выполнять профессиональные обязанности.
Истощение. Развивается эмоциональный дефицит, возникают проблемы со здоровьем.
Анализ индивидуальных карт учащихся показал:
трек эмоционального выгорания не зависит от направлений подготовки и образовательных возможностей студентов. Разочаровываются и студенты вузов, и студенты колледжей;
индивидуальные карты помогают выбрать наилучшую стратегию помощи студентам — например, не переусердствовать в работе с отстающими. При повышении требований они могут сопротивляться активнее. В целом нужно учитывать, что «чем сильнее у студента эмоциональное выгорание, тем менее конструктивна его реакция на любую обратную связь», подчеркнула эксперт;
с помощью карт легче прогнозировать академическую активность студентов: включенность в разные учебные форматы, ответственность за выполнение заданий и готовность к дополнительным усилиям. Еще задолго до зимней сессии становится ясно, кто среди первокурсников рискует отсеяться.
В конечном счете, индивидуальные карты учащихся помогают объяснить их образовательные достижения и предупредить отсев, заключила исследователь.
Исследование опирается на наблюдения за психологическим состоянием студентов департамента менеджмента НИУ ВШЭ в Санкт-Петербурге (2015-2016 год), а также на анализ самоощущений студентов педагогического и менеджерского профиля, обучающихся в Приамурском государственном университете.
*Доклад был представлен в Высшей школе экономики на VII Международной конференции Российской ассоциации исследователей высшего образования (РАИВО).
IQ
В подписке — дайджест статей и видеолекций, анонсы мероприятий, данные исследований. Обещаем, что будем бережно относиться к вашему времени и присылать материалы раз в месяц.
Спасибо за подписку!
Что-то пошло не так!