До получения диплома не «доживает» 21% студентов.* Их отчисление объясняется не только неуспеваемостью или эмоциональным сбоем. У молодых людей могут появиться новые интересы, обязательства, а иногда какое-либо хобби становится важнее учебы, отметила Елена Горбунова в докладе «Исследование факторов выбытия студентов в высокоселективных вузах России и США».** На основе ее работы IQ.HSE выделил десять главных рисков, которые могут спровоцировать отчисление. Семь из них связаны с самим студентом (индивидуальные факторы), а три — с особенностями системы высшего образования (институциональные факторы).
Абитуриенты не всегда сами выбирают специальность в вузе. В итоге несамостоятельный выбор часто приводит к «аллергии» на учебу, а затем — к отчислению. Студент может принять неправильное решение:
В этих ситуациях у студента нет внутренней убежденности в том, что он выбрал «свою» специальность. Его интересуют не знания, а вузовский диплом. Такая мотивация недостаточна для хорошей учебы и «закрепления» студента в университете.
Нередко студенты разочаровываются в выбранной специальности. Пересмотром ценностей объяснили свое выбытие примерно треть учащихся. В такой ситуации часть студентов меняют отделение или факультет (переводятся, досдают нужные предметы), но часть студентов покидает вуз. Еще 7% опрошенных (в дополнение к той трети «разочаровавшихся в специальности») осознали, что «на данном жизненном этапе не хотят обучаться в университете».
Смена приоритетов влияет и на самого студента (он может «выпасть» из системы высшего образования), и на вуз (меньше студентов — меньше финансирование вуза, ниже его конкурентоспособность). Тем не менее, эти «большие перемены» для студента не должны расцениваться как драма, полагает Елена Горбунова. Скорее, это естественный процесс самоопределения: «Обучение в университете совпадает с периодом, когда происходит формирование личности, поиск себя и своего дела». Этот процесс может затягиваться, идти методом проб и ошибок.
В этой интерпретации исследователь опирается на теорию взросления «Emerging adulthood», предложенную в 2000 году известным американским психологом Джеффри Арнеттом. Он описывает взросление молодежи 18-25 лет как нелинейный, индивидуальный процесс, предполагающий поиски идентичности. Этим объясняется нестабильность в образовании, работе, любви. Такие молодые люди — уже не подростки, но еще и не взрослые. У них много степеней свободы, на них не давят серьезные обязательства. В такой системе координат смена специальности говорит о саморефлексии, размышлениях человека о своим истинном предназначении.
Иногда студент переоценивает свои возможности, поступая на ту или иную специальность, и «не тянет» учебу. Если речь идет о небольшой области знаний (каком-нибудь разделе изучаемой науки), то ситуация поправима. Можно обратиться за помощью к педагогам и однокурсникам. Если же весь курс осваивается с трудом, то это может привести к эмоциональному выгоранию, нежеланию учиться, а в итоге — и к отсеву. Подобное объяснение причин своего «вылета» («Не справился с объемом и сложностью заданий, прикладывал недостаточно сил к обучению») дали около четверти опрошенных студентов.
Конфликтность, неумение выстраивать общение в новом коллективе, неспособность к компромиссам тоже создают риск отчисления. Вузовское сообщество так или иначе отбраковывает «неформатных» учащихся — тех, кто не принимает общие «правила игры», академические нормы. «Я не нашел общий язык с преподавателями», — посетовала примерно четверть отчисленных студентов.
Неумение общаться мешает влиться и в студенческую среду. «Не сложились отношения с однокурсниками», — признались 18% отчисленных.
«Я не нашел баланса между своими хобби и обучением», — объяснили свое отчисление примерно 20% опрошенных студентов. По сути, это вопрос приоритетов: что для человека важнее на этом этапе. Однако не исключено, что проблема связана с неумением правильно распределять время. Сложно спорить с правилом «делу — время, потехе — час».
Совмещение занятий в вузе и работы — массовое явление в России. Однако оно может привести к неуспеваемости и "вылету" из университета. Время, которое требуется на учебу (выполнение домашних заданий, проекты и пр.), отбирает работа. Примерно одна пятая опрошенных объяснила свое выбытие из вуза именно этим.
Однако вопрос в том, о какой именно работе речь. Если по профилю, то она может даже помочь в усвоении знаний.
Проблемы со здоровьем (19%), материальные трудности и тяжелые семейные обстоятельства (7%) можно объединить в еще одну группу рисков выбытия.
Степень сложности и правила обучения в школе и в вузе различаются. В университете может быть очень высокая нагрузка. Студент не всегда готов к этому, он может не приспособиться к новому образу жизни. Адаптационные программы в университетах снижают эти риски.
Отсеву могут способствовать перегруженные программы обучения и непростые для освоения дисциплины (например, математические, инженерные и пр.).
В российском высшем образовании изменения траектории обучения ограничены, отметила Горбунова. Это выражается в двух моментах:
Эти особенности университетской системы снижают внутреннюю мотивацию студентов к учебе и сужают возможности их личностного развития. В такой ситуации не все «держатся» за вуз.
Среди мер, которые помогут студентам «закрепиться» в вузе, можно назвать поддержку слабоуспевающих ребят (стоит подтягивать их, давать испытательный срок «на исправление») и повышение интереса к специальности (через лучших студентов, мастер-классы и пр.). Нужно заниматься социальной интеграцией студентов — их участием в вузовских клубах и секциях, в студенческом самоуправлении и пр. Учебный процесс должен быть более гибким, а смена специальности — не такой нервозатратной.
Исследование опирается на опросы и интервью в двух престижных российских вузах (специальность — инженерное дело и экономика; проведены 18 интервью с преподавателями и администрацией, онлайн-опрос 180 отчисленных студентов в одном из вузов, 10 интервью с выбывшими студентами). Использованы и результаты лонгитюдного исследования Траектории в образовании и профессии (данные по студентам, отчисленным из московских вузов).
IQ
* Эти данные ОЭСР приведены в международном мониторинге образования Education at a Glance, 2010.
** Соавторами исследования стали сотрудники Университета штата Огайо (The Ohio State University) Ольга Кондратьева и Джошуа Холи (Joshua Hawley). Доклад был представлен на VII Международной конференции Российской ассоциации исследователей высшего образования (РАИВО) в НИУ ВШЭ.
АВТОР ИССЛЕДОВАНИЯ:
В подписке — дайджест статей и видеолекций, анонсы мероприятий, данные исследований. Обещаем, что будем бережно относиться к вашему времени и присылать материалы раз в месяц.
Спасибо за подписку!
Что-то пошло не так!