АВТОРЫ ИССЛЕДОВАНИЯ:
Люди сочувствуют сиротам, но часто избегают общения с ними. В массовом сознании выпускник детского дома — слишком непредсказуемый и потому «неудобный» человек. На деле же общество мало знает о детдомовцах и их судьбах. Этот пробел решили восполнить социологи НИУ ВШЭ*. В исследовании «Траектории социальной и профессиональной адаптации выпускников детских домов в России» они впервые подробно изучили психологию и жизненные установки воспитанников этих учреждений.
Хорошая работа, стабильный доход и крепкая семья с детьми — вот неполный перечень достижений, который позволяет называть человека «социализированным». Без трудолюбия, целеустремленности, самоконтроля и веры в себя добиться всего вышеперечисленного очень трудно, подчеркивают эксперты.
Однако, как показало исследование, многие детдомовцы с трудом вырабатывают эти качества. Им нередко присущи инфантилизм и конфликтность. «Мне все должны», — часто убеждены выпускники детдома. Как правило, такие ребята хорошо знают свои права (их информируют волонтеры и социальные педагоги), но далеко не всегда признают обязанности. Не удивительно, что им непросто встроиться в социум.
Исследователи приводят обобщенный портрет детдомовца, каким его видит общество. Среди его недостатков:
Многие из этих качеств у детдомовцев действительно есть. Эксперты объясняют их «герметичностью» и искусственностью детдомовской среды.
Сироты растут в искусственно созданных условиях. Они оказываются на всем готовом, а в результате не приучаются стирать, убирать и готовить. «Как можно научить их домашнему хозяйству, если здесь уборщицы, если у нас стиральщицы, если у нас там мойщица посуды», — пояснил один из педагогов. Его коллега добавил: «Он [подросток] привык, что всегда возле него находятся взрослые. ...То есть ребенок не привыкает к самостоятельной жизни, он не привыкает обслуживать себя».
Следствие такой ситуации — неприспособленность детдомовцев к быту. Для решения этих проблем сотрудники приютов, волонтеры и НКО организуют кружки и мастер-классы по кулинарии, рукоделию, столярному делу и пр.
Знать свои права необходимо, но нужно и выполнять обязанности. Однако выпускники детдомов, по словам опрошенных педагогов, «всё хотят от государства». "К чему мы их не приучаем — это именно самостоятельно... где-то работать", — посетовал один из педагогов.
Его коллега более категоричен, говорит о «приспособленчестве» воспитанников: «Они учатся по несколько раз, получают по много образований, но [на деле] они не учатся, а просто пребывают в организации, а получают стипендию в любом случае, учатся они или не учатся». Вывод ясен: детдомовцев нужно приучать быть ответственными.
Педагоги отмечали, что их воспитанники не знают цены деньгам, «не могут грамотно рассчитать траты». Показателен рассказ специалиста детдома: «Вот это Денис... [Ему] на карточку 55 тысяч упало... на одежду... ты должен, как я тебе говорила, вот это [купить], вот это, и чтоб обязательно у тебя деньги остались, — рассказала педагог. — Ну как же! Себе и Ане по телефону за 20 тысяч, остальные...».
Воспитанников обучают финансовой грамотности. Социальные педагоги, волонтеры, сотрудники НКО рассказывают детдомовцам, из чего состоит семейный бюджет, как платить за «коммуналку», сколько стоят продукты и пр.
У бывших детдомовцев есть льготы при поступлении в вуз, но они редко пользуются этим преимуществом. Им сложно конкурировать с «домашними» детьми при поступлении в университет. У сирот намного ниже уровень знаний и мотивации. Это сознают и их педагоги, поэтому они нередко настраивают ребят на получение средне-специального образования. Большинство выпускников детдомов идут учиться в техникумы и колледжи.
При этом они ограничены в выборе и часто учатся не по «своему» профилю. «Вот у нас социализация: первый удар, что они поступают не туда, куда хотят, и вся моя профориентационная работа... перечеркивается», — рассказал директор детдома. Но и учебные заведения порой отказывают детдомовцам в приеме. «Не берут наших детей… и все, — посетовал один из экспертов. — «У нас нет мест», например, говорят».
Незаинтересованность в специальности приводит к тому, что детдомовцы нередко бросают учебу. Это происходит и с работой. Они часто не дорожат рабочим местом. У них нет привычки к регулярному труду, соблюдению дисциплины (они опаздывают, прогуливают). В итоге ребята скачут с одного места занятости на другое. Работодатели обычно не жалуют таких кандидатов. Выход — партнерство интернатов с предприятиями. «Нам очень помогает завод в плане трудоустройства таких детей.... — рассказал педагог. — Если бы не они, я не знаю, как мы вообще бы выживали».
Другой вариант помощи сиротам в поисках работы — постинтернатное сопровождение (оно есть не у всех детских домов). Социальные педагоги, НКО проводят для ребят профориентационные тренинги, ролевые игры.
Воспитанники детдомов недоверчивы и сторонятся общения, отметили эксперты. Такие молодые люди тяжело сходятся с людьми — и в дружбе, и в любви. И психологические тренинги здесь не всегда помогают.
Части выпускников удается создать семью, но нередки и случаи одиночества, воспитания ребенка без отца. Порой история повторяется: дети выросших воспитанников оказываются в приютах. Это не удивительно: сиротам негде наблюдать модели «позитивного семейного поведения».
Исследователи выделили гендерные особенности биографий детдомовцев. У молодых людей жизнь складывается так: получение образования, служба в армии, трудоустройство и постоянный доход. Для девушек важнее другие сюжеты: брак и рождение детей, образование и работа в «женской» сфере занятости (парикмахер, швея, продавец и пр.). Эти ориентиры во многом передают воспитатели. «Самый главный вуз для девочки — удачно выйти замуж», — замечает один из воспитателей.
В соцсетях о себе чаще пишут детдомовцы с успешной биографией. Они рассказывают о семье и работе, делятся своими фотографиями в сообществах. Это способ найти отклик и одобрение своих сверстников, пояснили исследователи. Встречаются и обращения к младшему поколению детдомовцев. Вчерашние воспитанники советуют сегодняшним быть сильными и верить в себя.
В приюте, в приемных семьях или у родственников воспитывались Стив Джобс, Коко Шанель, Мэрилин Монро, Нельсон Мандела, Жан-Жак Руссо, Эдгар По и Аристотель. «Обычных» успешных людей среди детдомовцев тоже немало.
Исследование проводилось в 2015 году в шести регионах: Москве, Санкт-Петербурге, Тверской, Калининградской, Иркутской и Новосибирской областях. Были собраны 50 экспертных интервью с педагогами и директорами детдомов, представителями некоммерческих организаций (НКО) и бизнес-структур, участвующих в адаптации сирот. Ученые также проанализировали содержание постов выпускников детдомов в соцсетях (Одноклассники, Вконтакте, Facebook (принадлежит компании Meta, признанной в России экстремистской организацией)) и изучили статьи в СМИ по теме социализации сирот (1036 публикаций с учетом перепечаток).
*Среди других авторов исследования — Жанна Чернова, профессор Санкт-Петербургской школы социальных и гуманитарных наук НИУ ВШЭ в Санкт-Петербурге; Елена Грач, независимый исследователь, социолог; Леонид Любарский, блогер, исследователь; Ольга Кравцова, психолог, Александр Ильин, сотрудник Центра изучения интернета и общества и др.
В подписке — дайджест статей и видеолекций, анонсы мероприятий, данные исследований. Обещаем, что будем бережно относиться к вашему времени и присылать материалы раз в месяц.
Спасибо за подписку!
Что-то пошло не так!