АВТОРЫ ИССЛЕДОВАНИЯ:
Строить суда лучше в Санкт-Петербурге, Приморье и Астраханской области, для развития автопрома, кроме Нижегородской области и Татарстана, следует посмотреть на Самарскую и Ульяновскую области, Санкт-Петербург и Москву, а совершенствовать авиакосмос и создавать электронику эффективнее на предприятиях столичного региона.
Ученые оценили инновационные кластеры, работающие в регионах при поддержке государства, и территории, которые могут стать родиной высоких технологий. Исследование «Выявление кластеров высокотехнологичных компаний в России с целью верификации федеральной кластерной политики» было проведено Евгением Куценко (ИСИЭЗ НИУ ВШЭ), Верой Бариновой, Степаном Земцовым (Лаборатория исследований корпоративных стратегий и поведения фирм Института прикладных экономических исследований РАНХиГС) и Алексеем Панкратовым (кафедра экономической и социальной географии России географического факультета МГУ им. М.В.Ломоносова).
Инновационные территориальные кластеры (ИТК) в регионах — это группы компаний малого и среднего бизнеса, крупных предприятий и связанных с их деятельностью организаций (научных, образовательных и т.д.). Информация о них содержится в Карте кластерных инициатив России, созданной ВШЭ в 2015 году. Сегодня в базе данных — около 100 кластеров, 26 из которых — ИТК, получающие поддержку по программе Минэкономразвития.
Кластеры с госфинансированием есть во всех федеральных округах, исключая Крым и Северный Кавказ. Большинство сосредоточено в Центральном, Северо-Западном федеральном округах, на юге и в Сибири. Специализируются на различных отраслях от авиакосмоса и нефтехимии до фармацевтики, биотехнологий, IT, судостроения, автопрома и др.
Федеральные власти поддерживают кластеры на основе конкурсных заявок из регионов. Но опасность потратить бюджет на проекты с низким потенциалом остается. Потому важно понимать, для чего и где необходим кластер: нужен ли он на данной территории, или разумнее присмотреться к соседней.
Чтобы ответить на этот вопрос, исследователи рассчитали так называемые индексы потенциальной кластеризации. Регионы с кластерами сравнили с регионами без них и выявили конкурентов — территории, где ИТК могли бы быть созданы.
Одни из самых благоприятных отраслей для кластерных инициатив — фармацевтика/биотехнологии и информационно-коммуникационные технологии.
Потенциал фармацевтики — в большом количестве малых и средних предприятий отрасли, необходимых для полноценного кластера. По оценкам исследователей, помимо семи регионов, где фармкластеры с господдержкой уже есть (Москва, Санкт-Петербург, Московская, Томская, Калужская, области и Алтайский край), перспективны Нижегородская область и Татарстан.
Информационно-коммуникационные ИТК так же перспективны там, где достаточно отраслевых фирм: в Москве (27 тысяч компаний), Ростовской, Свердловской, Ярославской областях и Татарстане.
Рисунок 1. Интегральный индекс потенциальной кластеризации отрасли информационно-коммуникационных технологий в России в 2013 году.
Примечание: звездами показаны действующие кластеры.
Обратная ситуация (недостаток компаний) отмечена в регионах, где работают ИТК авиакосмической промышленности. Прежде всего, в Хабаровском и Красноярском краях. С другой стороны, кластеры могут быть созданы в Московской и Нижегородской областях, Москве и Санкт-Петербурге. В каждом из них более 100 предприятий (в Москве — 797), крупные научно-исследовательские и образовательные центры.
Реальность и потенциал совпали в случае с нефтехимией. Формированию таких кластеров государство помогает в Нижегородской области, Башкортостане и Татарстане. Здесь же много нефтехимических предприятий: от 765 до 1000.
В случае с приборостроением совпадения, напротив, нет. Производственный потенциал (132 предприятия) единственного кластера в Мордовии значительно ниже по сравнению с Москвой (4960), Санкт-Петербургом (2720) и Московской областью (1300).
Поддержать альтернативные кластеры в судостроении, если они появятся, есть смысл в Санкт-Петербурге, Приморье, Астраханской и Мурманской областях (существующие развиваются в Архангельской области и Хабаровском крае).
В Северной столице, например, работает свыше 600 предприятий, в том числе важнейшие для страны «Адмиралтейские верфи» и судостроительный завод «Северная верфь».
Предприятия-гиганты другой отрасли — автопрома — сконцентрированы в Самарской области (421 предприятие, крупнейшее — «АвтоВАЗ»), Ульяновской (153, «Ульяновский автомобильный завод») и Москве (431, «Завод имени И.А. Лихачёва», «Рено Россия»). Автомобильные ИТК, как правило, образуются вокруг этих заводов.
Минэкономразвития финансирует автокластеры в Нижегородской области и Татарстане. Дополнительно, по расчетам авторов исследования, следует обратить внимание на возможности Санкт-Петербурга (сборочные заводы Toyota, Nissan, General Motors, Hyundai, Scania, завод автокомпонентов Magna), Калужской и Калининградской областей.
Таблица 1. Оценка потенциала кластеризации отрасли автомобилестроения
Источник: составлено авторами исследования.
Высокотехнологические отрасли, где уже работают и могут работать кластеры, ученые условно разделили на три группы. Каждая из групп требует особого подхода в рамках кластерной политики:
См. также:
Медицинский кластер продвинет инновации в отрасли
Развитием кластеров займутся регионы
Тон в формировании российских кластеров задают IT и биотехнологии
В подписке — дайджест статей и видеолекций, анонсы мероприятий, данные исследований. Обещаем, что будем бережно относиться к вашему времени и присылать материалы раз в месяц.
Спасибо за подписку!
Что-то пошло не так!