Отношение к деньгам формируют у ребенка родители. Алина Пишняк и Наталья Халина в исследовании «Представления взрослых о карманных деньгах и вознаграждениях как инструментах экономической социализации детей» сравнили установки взрослых в отношении денег для детей в Великобритании, Германии и России (на примере Москвы). Данные по столице собраны в ходе мониторинга «Москва и москвичи», проведенного Институтом гуманитарного развития мегаполиса в 2014 году. Опрошены 3109 взрослых респондентов, 75% из них имеют детей. Отношение к деньгам большинство родителей начинают формировать у детей с шести лет.
Во всех трех странах респонденты считают, что дети должны иметь карманные деньги. Далее ключевые приоритеты несколько расходятся. Так, 74% москвичей готовы давать детям карманные деньги, но с ежегодной «индексацией» этой суммы согласны лишь 57%. В Германии и Великобритании такие ответы дали по 70% респондентов.
Вместе с тем, британцы и немцы чаще, чем жители Москвы, отмечали, что ребенок должен договариваться с родителями, на что он потратит деньги, — 72 и 90% против 65% соответственно.
Опыт самостоятельного заработка в школьные годы тоже разделил аудиторию надвое: британцы выделяют его в полтора раза чаще (88%), чем москвичи и немецкие респонденты (56% и 54%).
Среди других каналов получения карманных денег — подарок к празднику (46% у россиян против 77% у британцев) и работа по дому (44% среди москвичей vs 66% у британских респондентов). Тут взгляды россиян и немцев совпали. Платить за пятерки согласны россияне и британцы (39% и 42% соответственно против 53% у немцев).
Мнения о правильном распоряжении деньгами тоже сильно зависят от страны проживания. Более 60% россиян и немцев учат детей сберегать деньги (61-62%), а в Великобритании так ответили 90% респондентов. Некая сумма в качестве подарка — отдельная статья. О ее сбережении говорят более 80% британцев, немцев и лишь чуть более трети (35%) российских респондентов.
Денежные пожертвования (на благотворительные цели) также вызвали большие разногласия. Москвичи в полтора раза чаще по сравнению с немцами и британцами настаивают на такой практике: 59% против 39%.
Обучение использованию вкладов для сохранения сбережений явно менее приоритетно для жителей РФ. Пользу таких знаний подчеркнули 65% британцев, 55% россиян и 52% немцев. При этом наши соотечественники чаще поддерживают кредитные программы для детей от 16 лет (27% против 18% и 24% в британской и немецкой выборках).
Из таблицы в приложении 1 можно выделить по три самых популярных утверждения, касающихся отношения к карманным деньгам в разных странах (проценты — это доля положительных ответов от числа опрошенных, в %).
В Германии:
В Великобритании:
В России:
Исследователи выделили и общие принципы родительской политики в отношении денег для детей (применен факторный анализ).
Во-первых, у ребенка должны быть карманные деньги.
Во-вторых, поощрения должны происходить «по правилам». Поводы для награды — работа по дому и успехи в школе, а также праздник.
В-третьих, родители должны учить детей сберегать полученные наличные.
В-четвертых, ребенок должен быть самостоятельным в денежных вопросах. В этой рубрике оказались и походы в магазин, и опыт самостоятельного заработка, и доступность кредитов для школьников.
Наконец, взрослые должны объяснить подросткам, что деньги означают ответственность. Ребенку стоит договариваться с родителями по статьям трат, знать, как сберегать деньги, а также научиться делать пожертвования. «Ребенок воспитывается как финансовый донор, который в дальнейшем станет ответственно и бережно относиться к деньгам и будет готов при необходимости ими делиться, в том числе с родителями», — заключили исследователи.
Ребенок может зарабатывать деньги в своей семье,если он делает работу, на которую могут быть наняты разные помощники по хозяйству (слесари, уборщицы и т.п.), считает эксперт по семейной психологии, доцент Департамента психологии факультета социальных наук НИУ ВШЭ Анна Варга. Это отлично получается в тех семьях, где считается, что главный путь обретения денег — труд и честный заработок. Многих смущает кажущийся цинизм ситуации, отметила эксперт. Считается, что ребенок должен помогать своим родным по доброй воле, бесплатно. Это, во-первых, спорно, а во-вторых, наивно, считает Анна Варга. Конечно, все родители мечтают о том, что ребенок будет выносить помойное ведро с ликующими криками, но трезвомыслящие понимают, что это пустые мечты. «Говоря об оплаченном труде ребенка, я не имею в виду участие в генеральной уборке, которую делает вся семья, — уточнила эксперт. — Я имею в виду услуги. Например, убирать родительскую постель, чистить папины ботинки, подавать стакан воды сейчас, чтобы красиво это делать в родительской старости, красить забор». О цене и сроках надо договориться и следить за тем, чтобы ребенок выполнял взятые на себя обязательства.
Оплата успехов в школе также не возбраняется. «Среди родителей есть любители больших проектов: типа, если весь год будешь учиться без троек, поедем на средневековый фестиваль на острове Готланд, — рассказала Анна Варга. — Им повезет, если их ребенок такой упорный и целеустремленный, как они полагают». Обычно ситуация выстраивается, как с королем и генералом в знаменитом «Маленьком принце» Антуана де Сент-Экзюпери: «Если я прикажу своему генералу полететь чайкой, а он не полетит, кто будет в этом виноват?». Иными словами, условия получения воспитательных подарков должны быть реалистичными и адекватными возможностям конкретного ребенка, заключила эксперт.
IQ
АВТОРЫ ИССЛЕДОВАНИЯ:
В подписке — дайджест статей и видеолекций, анонсы мероприятий, данные исследований. Обещаем, что будем бережно относиться к вашему времени и присылать материалы раз в месяц.
Спасибо за подписку!
Что-то пошло не так!