АВТОРЫ ИССЛЕДОВАНИЯ:
Чаще всего личные связи используются при устройстве в нефтегазовые, строительные и торговые компании. Частота их применения зависит от возраста, уровня образования, стажа, места проживания работника, размера и типа фирмы, выяснили Ольга Майорова и Елена Артюхова. Наиболее часто на работу по протекции устраиваются на Северном Кавказе.
Исследование «Российский рынок труда: эволюция формальных и неформальных механизмов поиска работы» основано на результатах «Российского мониторинга экономического положения и здоровья населения НИУ ВШЭ» (RLMS-HSE) 2006–2014 годов.
Ключевой информацией для исследователей стали ответы на вопрос, «Как Вы нашли Вашу основную работу?». Респондентам RLMS-HSE (работающие граждане 15–60 лет) предлагалось выбрать свой вариант среди разных механизмов поиска:
Действовать неформально больше склонны мужчины. Однако гендерные различия существенными не являются, отметили ученые: около 50% мужчин и 44% женщин нашли работу через знакомых и, соответственно, 13% и 10% — через родственников.
Родственные связи помогают выйти на рынок труда молодежи. Максимальное количество (17%) устроившихся благодаря родственникам — работники 15–24 лет. С возрастом таких становится меньше (7% у людей 45–55 лет), зато увеличивается доля обратившихся к друзьям и знакомым (52% в возрасте 35–44 лет).
Географический фактор также влияет на процесс поиска работы. Так, на Северном Кавказе примерно в два раза чаще, чем в других регионах, практикуются сильные связи. Они же — наиболее распространенный канал поиска работы в поселках городского типа с населением менее десяти тысяч человек. Слабые связи приоритетны в Москве, Санкт-Петербурге, Центральной России, Поволжье, в городах и областных центрах с численностью населения от ста тысяч человек.
Реже к услугам родственников и знакомых прибегают люди с высоким уровнем образования и квалификации.
Желаемый уровень зарплаты диктует стратегию поиска вакансии: через сильные связи чаще устраиваются претенденты, согласные на невысокую зарплату. Для людей, ищущих более высокий доход, важными оказываются слабые связи. Частота использования и тех, и других зависит от типа фирмы. Неформальные каналы в первую очередь выбирали работники не государственных (50%), а частных (60%) и иностранных (55%) компаний.
Доля работников из «соцсетей» существенна как в крупных, так и в мелких фирмах. К примеру, в организациях со штатом от тысячи человек таковых почти 54%, до десяти человек — около 66%. При этом в больших фирмах возрастает значение родственных контактов, а в малых — максимальны дружеские (55% при штате менее десяти человек).
Выявлены и отраслевые нюансы. Реже всего свои связи задействуют работники образования, культуры, науки и здравоохранения. К знакомым чаще обращаются занятые в строительстве, торговле и сфере услуг, к родственникам — в нефтегазовом секторе, тяжелой промышленности и энергетике.
Использование личных связей является эффективным при поиске работы в России и регулируется рынком труда, сделали вывод авторы исследования. Пропорции различных «поисковых» стратегий (формальной и неформальной) откликаются на изменение динамики занятости и ВВП. Так, после кризиса 2008 года, когда ВВП резко сократился, а уровень занятости — снизился, усилилась роль социальных сетей и уменьшилось число нашедших работу формальным путем. Аналогичное колебание наблюдалось в 2011 и 2012 годах.
В целом доля российских работников, трудоустроенных через родственников, друзей и знакомых, остается стабильной — около 55–60% с 2006 по 2014 год. Это соответствует ситуации на рынках труда в большинстве стран с развитой рыночной экономикой.
См. также:
Трудовая мобильность открывает работникам новые перспективы
Как склонность к риску способствует карьерным успехам
Ожидание высокой зарплаты способствует ее росту
Пользование интернетом увеличивает шансы занятости
В подписке — дайджест статей и видеолекций, анонсы мероприятий, данные исследований. Обещаем, что будем бережно относиться к вашему времени и присылать материалы раз в месяц.
Спасибо за подписку!
Что-то пошло не так!