Рост потребительских цен в марте замедлился до 0,5% с 0,6% в феврале и 1,0% в январе, став самым низким с сентября прошлого года. При этом скользящая годовая инфляция в марте опустилась до 7,3% с 12,9% в декабре, преимущественно за счёт эффекта базы, который больше не будет проявляться, считают эксперты.
Рост цен в первые месяцы года оказался очень медленным, несмотря на ослабление рубля с 65 рублей за доллар в среднем в ноябре до 77 рублей за доллар в феврале. Скромная реакция на курсовой шок может быть обусловлена сильными спросовыми ограничениями, а также тем, что торговый сектор уже к моменту ослабления курса заложил в цены валютный риск. К концу марта курс доллара опустился до примерно 67-68 рублей, что замедлило ценовую динамику в феврале и марте.
Таблица 1. Динамика ключевых индикаторов инфляции, в %
Примечание. С.у. — сезонность устранена. В базовой инфляции (БИПЦ) по методологии Института «Центр развития» НИУ ВШЭ не учитывается изменение цен: из числа продовольственных товаров — на плодоовощную продукцию, яйца и алкогольные напитки, из числа непродовольственных товаров — на бензин, меховые изделия и табачную продукцию, из числа услуг — на транспортные, жилищные, коммунальные, образовательные, санаторно-оздоровительные и услуги дошкольного воспитания. Источник: CEIC Data, расчёты Института «Центр развития» НИУ ВШЭ.
Результаты сезонной корректировки индексов цен, необходимой для более объективного оценивания результатов каждого месяца, говорят о том, что замедление инфляции в феврале и особенно в марте было обусловлено во многом товарами и услугами, оперативно реагирующими на курсовые колебания (в феврале рубль перестал ослабляться, а в марте — укреплялся). Так, рост цен на продовольствие (здесь и далее — прирост к предыдущему месяцу) замедлился с 0,7% в январе до 0,0% в марте, однако большая часть замедления была обеспечена плодоовощной продукцией, сахаром и яйцами, цены на которые в марте снижались вслед за курсом.
Цены на прочее продовольствие все три месяца росли на 0,6-0,7% в месяц. В сегменте непродовольственных товаров рост цен традиционно более устойчив — 0,7-0,8% в месяц, при отсутствии товарных групп, цены на которые снижаются.
Рост цен в сфере услуг временно прекратился — преимущественно за счёт снижения цен на услуги туризма.
В апреле на фоне снижения среднемесячного курса доллара ценовая динамика в целом по группам товаров и услуг будет близка к мартовской. Хотя всё более четко будет прослеживаться тенденция к замедлению роста цен в общей массе товаров — в отличие от ситуации в марте, когда были одновременно дорожающие и дешевеющие позиции.
Повышение акцизов на бензин с 1 апреля приведёт к постепенному переносу роста в потребительские цены, что в итоге прибавит к годовой инфляции не более, чем 0,3 п.п.
В итоге, благоприятное прохождение опасного для инфляции периода в начале года и укрепление рубля в марте-апреле на фоне роста цен на нефть позволяет говорить о том, что по итогам 2016 года инфляция составит около 6,5%. Хотя ещё два месяца назад и прогнозы «Центра развития», и прогнозы других независимых экспертов были существенно пессимистичнее.
Такое стечение обстоятельств способствует не просто снижению инфляции в России, но и укреплению веры экономических агентов в то, что Россия наконец сможет встать на путь низкой и устойчивой инфляции.
По оценкам экспертов НИУ ВШЭ, уже с 2017 года инфляция в России может опуститься до 4-5%. Впрочем, этому может помешать повышение налогов (речь идёт преимущественно о косвенных налогах, нагрузка по уплате которых ложится на потребителей) и монетарное финансирование бюджетного дефицита.
Полный текст мониторинга «Комментарии о государстве и бизнесе» №111 (PDF, 3.45 Мб)
В подписке — дайджест статей и видеолекций, анонсы мероприятий, данные исследований. Обещаем, что будем бережно относиться к вашему времени и присылать материалы раз в месяц.
Спасибо за подписку!
Что-то пошло не так!