Карьера
Бизнес
Жизнь
Тренды
Образование родителей может блокировать социальный лифт для детей

Образование родителей может блокировать социальный лифт для детей

Среди подростков, поступающих в десятый класс, наблюдается явный контраст. Из тех, чьи родители имеют высшее образование, в старшие классы идут почти вдвое больше учащихся по сравнению с теми, чьи родители не заканчивали вуз, выяснили в ходе исследования Валерия Малик и Алексей Бессуднов. Такое неравенство во многом обусловлено разницей социально-экономического и культурного «бэкграунда» школьников, который имеет множество проявлений: от уровня образования родителей и их умения ориентироваться в образовательной системе до представлений о том, что такое хорошие перспективы для ребенка.

Статья Малик и Бессуднова «Социально-экономическое и гендерное неравенство при выборе образовательной траектории после окончания 9-го класса средней школы», вышедшая в журнале НИУ ВШЭ «Вопросы образования» №1 за 2016 год, опирается на данные национальной панели исследования «Траектории в образовании и профессии» Института образования НИУ ВШЭ. Две волны проводились в 2012-2013 годах. Выборка включала 3268 человек из 42 регионов РФ. Респонденты также принимали участие в международных образовательных тестах TIMSS (2011 год) и PISA (2012 год).

Исследователи использовали метод регрессионного анализа. Зависимой переменной стало место обучения ученика после окончания девяти классов. Эта переменная равна единице, если ученик продолжил обучение в старших классах, и равна нулю, если он выбрал альтернативу. Независимые переменные — образование родителей и семейный доход, регион, годовые оценки школьника за восьмой класс, результаты ОГЭ (основной государственный экзамен, сдаваемый учениками девятого класса; ранее — ГИА) по математике и русскому языку, а также результаты PISA и TIMSS по математике, чтению и естественным наукам.

«Академический трек» выбирают те, кто лучше учится

Ситуация образовательного выбора учеников, закончивших девятый класс, служит первой развилкой, определяющей их будущее, и позволяет выстроить «академический» либо «неакадемический» треки. Первый предполагает обучение в старшей школе и поступление в вуз. Второй ведет к СПО и получению специальностей, не требующих вузовских знаний. «Академический трек» считается более перспективным: он дает молодежи немалые преимущества с точки зрения дальнейшего образования и карьеры. По сути, он может действовать как социальный лифт, в который, однако нужно все же «запрыгнуть». «Входом» здесь как раз и служит поступление в десятый класс, к которому у разных категорий разный доступ.

Как и ожидалось, ученики, выбравшие «академический трек», учатся лучше по сравнению со сверстниками, перешедшими в техникумы и училища. Среди ушедших в учреждения СПО 66% имели в восьмом классе тройку по русскому языку и 71% — тройку по алгебре. Среди оставшихся в десятом классе троечников намного меньше: 27 и 29%, отметили Малик и Бессуднов.

Образование родителей влияет на перспективы детей

Исследователи приводят результаты анализа вероятности перехода в десятый класс для выходцев из семей, различающихся образовательным уровнем. В семьях, где оба родителя имеют высшее образование, 87% детей продолжили обучение в старшей школе. Для семей, в которых вуз закончил только один из родителей, этот показатель уже ниже — 70%. Если в институте не учились ни мать, ни отец, шансы перехода в десятый класс для ребенка составляют 47%.

Если статистически контролировать успеваемость (еще одна модель подсчетов), то разница между учениками из более образованных и менее образованных семей уменьшается. При регрессионном анализе фактора образования родителей эксперты в качестве референтной группы выбрали группу детей, мать и отец которых не имеют высшего образования (38% в выборке). Оказалось, что вероятность поступить в десятый класс у ученика, оба родителя которого закончили вуз (в этой группе — 14% от выборки), на 16 процентных пунктов выше, чем у школьника из референтной группы с такими же годовыми оценками и результатами ОГЭ.

Другая модель подсчета учитывает в регрессионном анализе результаты тестов PISA и TIMSS. Вероятность перейти в десятый класс у ученика, чьи родители имеют вузовский диплом, на 19 процентных пунктов выше, чем у школьника из референтной группы, даже если уровень знаний у этих подростков, судя по тесту, одинаков. Иными словами, анализ групп учеников, различающихся уровнем образования их родителей, показал немалые вторичные эффекты.

Выше доходы семьи — лучше образование детей

Социально-экономический статус семьи измеряется не только образованием, но и уровнем доходов (оба показателя коррелируют между собой; коэффициент корреляции 0,36). Результаты подсчетов с контролем доходов оказались похожи на результаты регрессионного анализа фактора образования родителей, подчеркнули эксперты.

Для учащихся из семей с доходом более 80 тысяч рублей в месяц (3% в выборке) вероятность продолжить обучение в десятом классе на 16 процентных пунктов выше, чем для учащихся из семей с доходом ниже 20 тысяч рублей в месяц (39% выборки), даже после контроля по успеваемости и результатов тестов. Для семей с доходом 50-79 тысяч рублей в месяц эта вероятность выше на 11 процентных пунктов по сравнению с референтной группой (20 тысяч рублей в месяц), а для семей с доходом 30-49 тысяч рублей в месяц и 20-29 тысяч рублей в месяц — выше на восемь и на три процентных пункта соответственно по сравнению с референтной группой.

Даже после контроля по образованию родителей (в дополнение к успеваемости, итогам тестов и другим переменным) сохраняется значимая связь между семейным доходом и вероятностью перехода в десятый класс, добавили эксперты. Таким образом, и культурный капитал семьи, и ее материальные ресурсы независимо друг от друга вносят вклад в формирование образовательной траектории детей.  

Для того, чтобы дети из простых семей чаще пользовались шансами социального лифта, школа и ее администрация должны поощрять их к учебе в старших классах, считают Малик и Бессуднов. Необходим мониторинг на уровне школ, который дал бы четкое представление о доле девятиклассников из таких семей, продолживших обучение.
IQ

Валерия Малик, ведущий эксперт Института образования НИУ ВШЭ

Алексей Бессуднов, преподаватель факультета социологии, философии и антропологии университета Эксетера (Великобритания)

Автор текста:Соболевская Ольга Вадимовна,24 марта, 2016 г.