Алехандра Мизала (Alejandra Mizala, University of Chile-Industrial Engineering), и Хьюго Нопо (Hugo Nopo, Inter-American Development Bank) оба имеют в сумме около десятка работ, посвященных анализу заработной платы в образовании. В своей совместной работе под названием Evolution of Teachers' Salaries in Latin America at the Turn of the 20th Century: How Much are They (Under or Over) Paid?они попытались ответить на вопрос: почему, если невысокий доход учителя – скорее норма, нежели исключение, учителя далеко не всегда уходят из профессии, а кое-кто даже не планирует променять ее на другую, более доходную?
Образование – сфера услуг. Одной из особенностей образования является отложенный результат услуги – эффективность труда педагога нельзя измерить сразу после ее оказания. Поэтому достаточно сложно оценить вклад очевидными и корректными измерителями. Но платить надо. Как? Существует множество схем, методик оплаты труда учителя. Они различаются по странам, внутри одной страны также могут использоваться разные показатели. Существует различная открытость данных по определению заработной платы – по какой схеме рассчитывается зарплата педагогов. Например, можно зайти на сайт английского министерства образования, ввести несколько известных параметров (таких как: образовательное учреждение, где собираемся работать, уровень нашей квалификации, полная занятость и другие), и получить интерактивный рассчет заработной платы.
Когда человек принимает решение о выборе той или иной профессии, он сравнивает их по важным для него характеристикам. Чаще всего анализируется уровень заработной платы и время, необходимое для выполнения работы. Поэтому заработную плату учителей обычно сравнивают со средней заработной платой по экономике.
Сегодня и в России происходят изменения в оплате труда учителей. Во всех регионах страны перешли с традиционной (разрядной) системы оплаты на НСОТ. Ежемесячно проводятся совещания на уровне руководства страны, осуществляется мониторинг начисленной заработной платы учителей с тем, чтобы довести ее не меньше, чем в среднем по экономике региона. Происходят изменения в оплате труда. По данным российской статистики, среднемесячная номинальная начисленная заработная плата учителей государственных (муниципальных) общеобразовательных учреждений в среднем по Российской Федерации в 2008 году составляла 13 058,35 рублей, в 2009 году 15 189,62 рубля. В то же время, среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников, занятых в сфере экономики региона, в среднем по стране была соответственно 18 457,5 рублей и 19 844,7 рублей. Разрыв не слишком большой, но во многих случаях он играл не в пользу профессии педагога.
Для сравнения, в 2005 году стартовая зарплата учителей в Люксембурге была 80 053 долларов в год, а в Швейцарии – 55 696 долларов в год (см. график 1). Однако, как показывают статистические данные, невысокий доход учителя – скорее норма, нежели исключение.
График 1. Средняя стартовая заработная плата учителей средней школы 2009 год (долларов в год)
График построен с использованием материалов Education at a Glance 2011
Исследование эволюции оплаты труда учителей в Латинской Америке затронуло период с 1997 по 2007 годы. Авторы указывают, что на учителей необходимо обратить особое внимание и осуществить такую государственную политику, чтобы привлечь, мотивировать и сохранить самых талантливых людей в профессии.
На основе эмпирического анализа и расчетов авторы работы приходят к выводу, что разница между заработной платой учителей и средней по экономике больше, чем утверждалось официально. Большая «недоплата» в исследуемый промежуток времени была у мужчин, у лиц пожилого возраста, у работников, занятых неполный день.
За исследуемый период в Боливии, Бразилии, Чили, Сальвадоре, Панаме, Парагвае и Перу доля учителей в общей рабочей силе уменьшилась, что свидетельствует о непопулярности данной профессии.
Установлено, что учителя чаще других профессий работают в нескольких местах. За десятилетие с 1997 по 2007 годы увеличилась доля работников образования, которые работают на нескольких работах, в других же профессиях тенденция противоположная – у них снижается количество работающих на втором и третьем рабочем месте (см. таблицу 1).
Таблица 1. Описательная статистика по группам
Характеристики занятости | Дошкольное образование | Среднее образование | Другие профессии | |||
1997 | 2007 | 1997 | 2007 | 1997 | 2007 | |
Частичная занятость (менее 30 часов в неделю) | 62,50% | 55,60% | 55,20% | 48,70% | 19,80% | 19,40% |
Работа больше, чем в одном месте | 15,90% | 18,80% | 23,70% | 27,90% | 13,10% | 10,70% |
Чаще всего дополнительная работа все равно находится в сфере образования. В среднем учителя в дошкольном образовании зарабатывают меньше, чем в средней школе. Учителя же средней школы, в свою очередь, зарабатывают меньше, чем в среднем по экономике. Также авторы замечают, что доходы учителей в дошкольном образовании за исследуемый период стали выше, но доходы учителей среднего образования упали (см. таблицу 2).
Таблица 2. Относительная часовая заработная плата по основной занятости, по группам (100=средняя заработная плата по образованию в каждой стране в 1997 году)
Дошкольное образование | Среднее образование | Другие профессии | ||||
1997 | 2007 | 1997 | 2007 | 1997 | 2007 | |
Средняя часовая заработная плата | 90,3 | 99,7 | 134,3 | 128,7 | 163 | 123 |
В эмпирическом анализе А. Мизала и Х. Нопо рассмотрели роль дополнительных факторов привлекательности профессии: гибкость графика работы и стабильность работы.
Сделанный ими вывод не удивляет: в среднем, профессия учителя является более гибкой и стабильной, чем многие другие. Это, по мнению авторов, может являться причиной, почему многие все же остаются в профессии, хотя и зарабатывают меньше, чем в среднем по экономике. Но к этим данным нужно относиться с осторожностью, так как информация представлена только по 7 странам, участвовавшим в обследовании: Боливия, Бразилия, Гондурас, Никарагуа, Панама, Парагвай и Уругвай, хотя авторы и не считают, что это не является существенным ограничением анализа.
Авторы отмечают: учителя стали работать в среднем на 1,5-1,7 лет больше, чем в 1997 году, в то время как другие работники, наоборот, на 0,6 года меньше находятся на одной и той же работе. При этом средний возраст учителей уменьшился на 3,3-4,4 года.
Из исследования также можно сделать вывод, что с увеличением стажа заработная плата увеличивает почти в 2 раза. Но это касается преимущественно учителей, работающих в дошкольном образовании.
Заключительный вывод исследования: учителя зарабатывают действительно меньше, но их отставание от других профессий сокращается. В то же время стабильность работы (которая как раз выше в учительской среде) дает более высокую стоимостную оценку привлекательности профессии.
В подписке — дайджест статей и видеолекций, анонсы мероприятий, данные исследований. Обещаем, что будем бережно относиться к вашему времени и присылать материалы раз в месяц.
Спасибо за подписку!
Что-то пошло не так!