В 2012 году большинство стран Юго-Восточной Европы испытали на себе экономические неурядицы, связанные с невозможностью обслуживания внешнего долга, хроническим дефицитом бюджета и низкой инвестиционной привлекательностью. Особенно тяжелая ситуация сложилась в Греции, но экономическое состояние Италии, Словении, Хорватии, Румынии также вызывает значительное беспокойство. Урезание бюджетных расходов сопровождается ростом уровня безработицы и социальной напряженности.
В этом контексте в Республике Македония развивается сильнейший политический кризис, связанный с попыткой оппозиции заблокировать утверждение бюджета на новый 2013 год.
С начала 1990-х годов на македонской политической сцене ведут борьбу две крупнейших политических коалиции: условно правые – националисты ВМРО-ДПМНЕ, и социал-демократы, наследники югославской компартии. Сегодня у власти находится националистическое правительство Николы Груевского, проводящее достаточно активную и амбициозную политику в социальной сфере и строительстве инфраструктуры. Поскольку Македония сравнительно бедна и обладает низкой инвестиционной привлекательностью, финансирование новых проектов дефицитного бюджета ведется за счет внешних заимствований у МВФ и других кредиторов. Внесенный в парламент бюджет предусматривал наращивание внешнего долга для поддержания развития по кейнсианской модели.
Этому воспротивились социал-демократическое меньшинство под руководством бывшего президента и премьер-министра Бранко Црвенковского, обвиняющее националистов в популизме и экономическом авантюризме, которые, по их мнению, приведут страну к греческому сценарию. Любопытно, что в Македонии, вопреки всем политическим стереотипам, именно оппозиция (причем левая) выступает за жесткое урезание бюджета, тогда как власти пытаются отстоять более мягкий вариант.
Социал-демократы попытались заблокировать парламент, чтобы сорвать обсуждение бюджета. На площади перед Парламентом в начале недели произошли массовые столкновения и беспорядки, противники забрасывали друг друга бутылками, картофелем и йогуртами. Пострадало немало людей, включая 18 полицейских и трех депутатов.
Националисты, однако, смогли собственными голосами принять бюджет, а социал-демократы объявили о бойкоте парламента. Бывший коммунист Црвенковский уподобил правительство Груевского «диктаторскому режиму» бывшего коммуниста Слободана Милошевича, и пообещал устроить народное восстание по примеру титовских партизан и так называемой Бульдозерной революции 2000 года в Белграде, отстранившей Милошевича от власти.
Сравнение нынешних македонских событий с давними югославскими разошлось широко, но оно, все же, требует уточнений. В Югославии политический кризис был вызван прежде всего политическими причинами – нарушениями и фальсификациями во время выборов в сочетании с поражением страны в Косовском конфликте, тогда как македонские события имеют под собой социально-экономическую основу.
Груевский в ответ записал обращение к нации, где назвал случившееся попыткой государственного переворота, обвинил Црвенковского и других «политиков эпохи Каддафи» в реваншизме и политической несостоятельности.
Текущий кризис уникален для Македонии по ряду причин. Македония последние 20 лет развивалась как очень сбалансированная парламентская республика. До сих пор это не самое сильное государство в отличие от соседних Сербии, Албании или Греции не переживало ни революций, ни импичментов, ни резких поворотов политического курса. Националистические и социал-демократические правительства сменяли друг друга сравнительно мирно и часто, что позволяло республике быть примером политического развития для региона. Теперь же все яснее прослеживается политическая поляризация македонского общества, грозящая новыми беспорядками и потрясениями.
Немаловажно, что македонская экономика по большому счету имеет достаточно архаичный аграрно-индустриальный характер. В отличие от Хорватии или Словении здесь нет развитого финансового сектора и значительного промышленного производства. Еще дальше от македонской находится греческая ситуация, где долговые проблемы нарастали десятилетиями, по крайней мере, с периода подготовки к олимпиаде 2004 г., а положение усугубляется невозможностью дефолта или девальвации евро. Тем удивительнее бюджетные столкновения в Македонии, чей сравнительно небольшой бюджет в сочетании с потенциалом девальвации денара обеспечивает неплохие перспективы социального развития на несколько следующих лет.
Наконец, впервые за десятилетие массовые беспорядки в Македонии не носили характера национальной розни между македонской и албанской общинами. Албанские партии в парламенте де-факто предпочли не вмешиваться в политические баталии, в то же время национально окрашенные вопросы, например, размеры субсидий дотационным албанским районам, ни разу не поднимались в ходе бюджетных прений. Это демонстрирует определенную зрелость македонских политических сил, заинтересованных в поддержании межэтнической стабильности в духе Рамочного Охридского соглашения 2001 г.
Вероятно, новогоднее затишье несколько снизит социальную напряженность. Новые волнения на социально=экономической почве логично ожидать весной, когда в республике пройдут региональные и муниципальные выборы.
Александр Сафонов, историк, эксперт по Балканскому региону, преподаватель кафедры всеобщей и отечественной истории (Общеуниверситетские кафедры)
В подписке — дайджест статей и видеолекций, анонсы мероприятий, данные исследований. Обещаем, что будем бережно относиться к вашему времени и присылать материалы раз в месяц.
Спасибо за подписку!
Что-то пошло не так!